Ремонт вариатора Nissan Qashqai
Особенности вариатора как вида трансмиссии, его отличие от АКПП, специфика Кашкай, причины выхода устройства из строя, тонкости ремонта. Видео про вариатор.
Вариатор CVT считается самым прогрессивным и перспективным видом трансмиссии автомобиля. Все чаще производители устанавливают его на современных транспортных средствах. Аббревиатура CVT (Continuously Variable Transmission) – в переводе «постоянно изменяющаяся трансмиссия». Бесступенчатая коробка передач обеспечивает плавность переключения скоростей определенного диапазона, не используя стандартного сцепления шестерен.
Отличие вариатора от «автомата»
С «автоматом» трансмиссию CVT роднит наличие гидротрансформатора, планетарного редуктора, гидравлической системы, электронной системы управления. Отличие – это шкивы и ремень. Вместо зубчатых пар трансмиссия CVT имеет два шкива, соединяющиеся цепью.
Преимущества вариатора – плавность движения, более экономный расход топлива и меньшая стоимость. Когда автомобиль разгоняется на дороге, вариатор CVT продолжает поддерживать оптимальные обороты, обеспечивая наибольшую мощность и лучшую динамику. Автомобиль, где установлен вариатор CVT, должен ездить в спокойном ритме, исключая резкие торможения и набор скорости.
Вариаторы Кашкай
Бесступенчатые коробки передач, которые ставятся на Nissan Qashqai, производит японская компания Jatco – крупнейший поставщик вариаторов на мировой рынок. На Ниссан Кашкай J10 устанавливались вариаторы типа JF015E и JF011E. На Ниссан Кашкай 2.0 с 2013 года начали ставить JF016E и JF017E. Nissan Qashqai третьего поколения с июня 2021 года оснащается новой вариаторной коробкой передач Jatco CVT-X (JF022E). Конструктивно вариаторы не различаются, только лишь некоторые элементы выполнены с усилением, поэтому они получили способность выдерживать более высокий крутящий момент.
Этот вид трансмиссии поначалу был не слишком удачным. Поэтому до сих пор среди автомобилистов бытует мнение, что вариаторы – это сплошные проблемы из-за их выхода из строя и невозможности отремонтировать. Но зато последние версии вариаторов CVT Nissan Qashqai отличает высокая надежность, поэтому новые модификации кроссовера Ниссан Кашкай способны длительно ездить без поломок. Самой ненадежной и проблемной версией считается JF015, а самой качественной – JF016, которая стоит на турбированном двигателе.
Причины, по которым вариатор Qashqai выходит из строя
Чаще всего вариатор ломается из-за того, что нарушаются правила эксплуатации данного узла и автомобиля в целом:
- нарушена периодичность замены масла и фильтрующего элемента;
- рабочая жидкость плохого качества;
- агрессивный стиль вождения;
- длительное вождение на максимальной скорости;
- допускаются резкие торможения и наезды на препятствия.
Еще одной причиной возникновения поломок вариатора может быть брак сборки, плохое качество соединений. Замечена серия критических нарушений в работе вариаторов в 2012 и 2014 году, связанная как раз с неудовлетворительным качеством сборки на заводе-изготовителе. Тогда для решения проблемы применяли новые прошивки. После этого особых нареканий на работу вариаторов Кашкай уже не было.
Третья причина, по которой вариатор оказывается «убит» – это естественное окончание его жизни ввиду физической «усталости». Хотя производитель дает гарантию до 200 тысяч км пробега, коробка передач состоит из физических элементов, которые подвержены естественному старению и износу. Это тот вариант, когда ремонтировать вариатор бесполезно, и его просто нужно заменить.
Признаки, указывающие на проблемы с вариатором Кашкай
Значки на приборной доске
На то, что с вариатором происходит что-то неприятное, может показывать значок на приборной доске «Service required» или же «Slow down».
Слышен шум при работе вариатора
Если слышится гул и другие шумы при работе коробки передач с вариатором, то это явный признак наличия неполадок. Скорее всего, будет выявлен износ подшипников, которые в процессе работы загрязняются металлической стружкой или пудрой, частицами продуктов износа.
Пробуксовывание и провалы при разгоне
Иногда также происходит остановка автомобиля прямо во время движения. Автомобиль начинает буксовать без видимых причин. Это может быть признаком проблем с масляным насосом вариатора. Причиной может быть загрязнение насоса отложениями и металлической стружкой. Происходит это опять же из-за того, что вовремя не меняется масло и фильтр, и насос закупоривается. Редукционный клапан начинает заедать, при этом падает давление в системе.
Вибрации коробки передач, неравномерный разгон
Причиной может быть пробуксовывание ремня по конусам. Пробуксовывать он начинает из-за падения давления в системе, то есть в результате наличия предыдущей проблемы.
Загрязнение масляного насоса ведет к пробуксовыванию ремня и его возможному разрыву. Автомобиль в этом случае резко останавливается, создавая опасную аварийную ситуацию.
При разгоне машина дергается и идет рывками
Если вы переключаете скорости, происходят рывки. Это признаки выхода из строя гидроблока, при этом наблюдаются плавающие обороты. Гидроблок считается самым слабым местом вариаторной коробки передач.
Вариатор выдает ошибки
Если выявляется ошибка P0725, то повреждена входная цепь датчика оборотов двигателя. Причинами могут быть повреждение проводов, плохое соединение в электросети, трансмиссионная жидкость ненадлежащего уровня, поломались датчики двигателя, электромагнитные клапаны переключения передач сбоят. Если выходит ошибка P0726, то неисправность кроется в ручном переключателе передач.
Вы заметите, что с вариатором не все в порядке, если:
- пропадает мощность или тяга, а передача не включается;
- звуки будто бы ударов от трансмиссионной системы;
- при остановке на перекрестке машина глохнет;
- доносится шум из КПП при включении повышенной передачи.
Возможность ремонта деталей вариатора Qashqai
Ремень
Это прочная цепь, которая составлена из тонких пластин или штифтов. У пластинчатых ремней проблема чаще всего заключается в износе боковых пластин, штифтовые ремни отличает износ поперечных штифтов. На автомобилях Qashqai самым часто встречающимся случаем при ремонте вариатора CVT является именно замена ремня шагового двигателя. Это самое слабое место бесступенчатой трансмиссии, если автомобиль получает перегрузки.
Шкивы
При их износе раньше проводили процедуру шлифовки, однако после нее машина могла проехать 20 тыс. км и встать. В настоящее время шлифовку не делают, предпочитая заменить эту деталь на новую.
Подшипники дифференциала
Они выходят из строя при перегреве, и о том, что они повреждены, указывает характерный гул. Подшипники сами по себе могут быть низкого качества, но основная причина – несвоевременная замена смазочного материала, его плохое качество. Другая причина износа подшипников – высокие нагрузки, превышающие грузоподъемность. На любой СТО подшипники можно без проблем заменить.
Масляный насос
Может произойти износ редукционного клапана в корпусе масляного насоса. Неисправность возникает при скапливании металлической пыли на рабочих поверхностях. В итоге клапан заклинивает, а давление масла падает. Шкивы перестают совпадать, и ремень проскальзывает.
Гидротрансформатор
Он ломается реже, чем у автоматической коробки передач, при этом ремонту не подлежит. Среди неполадок вариаторной коробки встречается редко.
Блок управления вариатора
Поломка встречается тоже очень редко. Проблема решается восстановлением и перепрошивкой в специализированных сервисах.
Микровыключатели
Концевики могут отказать после 50 тыс. км пробега. При этом нельзя снять режим P «парковка» с коробки передач. Придется несколько раз передернуть рычаг КПП, чтобы переключить режим. В дальнейшем ремонт будет заключаться в замене микровыключателя.
Для нормального проведения ремонта вариаторной коробки требуется обязательно промыть систему охлаждения вариатора, и очень тщательно. Если этого не сделать, весь ремонт можно считать несостоявшимся.
Сколько стоит ремонт вариатора
Ценник на ремонт этого узла разнится в технических центрах и станциях техобслуживания и зависит от марки машины и сложности работ. В основном он составляет от 100 до 200 тыс. руб. Это сумма, равная затратам на ремонт двух АКПП. Замена гидротрансформатора или «бублика» обойдется владельцу Ниссан Кашкай в 40 тыс. руб. – это самая дорогостоящая деталь вариатора.
Ремонт вариатора или замена на контрактный?
Крупные автосервисы стараются не чинить неисправности вариатора, а меняют всю коробку целиком. Только так они могут дать гарантию на длительную работоспособность бесступенчатой трансмиссии. Ссылаются при этом на отсутствие специального оборудования для обслуживания CVT и сложности ремонта.
Официальные технические центры не имеют поставок с заводов запасных частей для трансмиссии CVT, поскольку заводы их не выпускают. Зато сторонние производители освоили выпуск запасных частей вариаторов. Поэтому они есть, и вариатор отремонтировать можно, получив при этом достаточную гарантию.
Ремонт вариаторной коробки относится к категории самых дорогих, поэтому часто автовладельцы выбирают просто поменять ее на новую от официального производителя или на контрактную коробку передач. При этом гарантию может предоставить только официальный поставщик.
Как нужно ездить на вариаторе, чтобы не пришлось ремонтировать
Вариаторные коробки очень не любят, когда автомобиль ускоряется и пробуксовывыает, едет на максимальной скорости. Вредит ему плохое качество масла и забитый фильтр. Вот несколько советов для водителей, которые хотят долго ездить с вариатором и не обращаться в сервисы:
- Если заметили первые признаки того, что вариатор неисправен, вам пора беспокоиться, и нужно как можно скорее отправить автомобиль на диагностику, лучше всего к дилеру или в сервисный центр с опытными специалистами и оборудованием. Если вы начнете решать проблему раньше, то потом вам не придется столкнуться с очень дорогим ремонтом или заменой вариаторной коробки.
- Не забывайте следить за уровнем масла в вариаторе и заменяйте рабочую жидкость и фильтр в сроки, которые рекомендует производитель.
- Водите автомобиль в спокойной манере, резко не разгоняйтесь и не тормозите, старайтесь избегать пробок и езды на максимальной скорости.
- Хотя Ниссан Кашкай относится к классу кроссоверов, все же это автомобиль для городской езды. Поэтому для сохранности вариатора нельзя ездить на скорости по проселочной дороге или по ледяному полю в зимние холода.
- Избегайте ухабов, бездорожья и проселочных дорог.
- Вариатор не перенесет пробуксовки в снегу, на льду или по грязи.
- Не следует цеплять к машине прицеп грузоподъемностью свыше 500 кг.
- Нельзя выступать в роли буксира для другого застрявшего автомобиля и вытаскивать его из сугроба или топи.
- Следите за температурой и не перегревайте вариатор.
- Перед разгоном обязательно машину нужно разогреть, особенно зимой, иначе вариатор выйдет из строя. Если спешите утром, то поезжайте на малых оборотах, пока полностью не прогреются двигатель и система.
Замена трансмиссионного масла
Очень важным фактором для нормальной работы вариатора является замена масла. Рекомендуется менять его через 60 тыс. км пробега. Если этого не сделать вовремя, то промедление чревато плохими последствиями. Лучше поскорее отправиться на СТО и сделать промывку гидроблока, пока еще автомобиль на ходу. Позднее неприятности могут только усугубиться, и вместо промывки и замены масла уже нужно будет перебирать всю коробку полностью. Это дороже и хлопотнее.
Если в автомобиле Кашкай есть щуп, то стоит самостоятельно проверять время от времени уровень трансмиссионной жидкости. Масло следует применять только предназначенное для вариаторов – оно имеет маркировку CVT. Nissan выпускает масло с индексом NS-2.
Сколько нужно заливать, определить можно по типу привода и силовой части. Для автомобиля Qashqai с передним приводом и 2,0 л двигателем без масляного радиатора нужно залить около 4,2 л масла. Полностью обновить масло можно, замещая его на установке, тогда используется в три раза больше рекомендуемого объема.
Заключение
Работа вариатора Qashqai будет стабильной, если соблюдать некоторые правила при езде. Первое и главное – это замена расходников через каждые 60 тыс. км, а если ездите по не очень гладким дорогам – то через каждые 40 тыс.км. Не буксовать и не буксировать – и ваш вариатор прослужит очень долго.
Хотя Кашкай – кроссовер, относиться к нему надо, как к паркетнику для семейных поездок. Для езды в городских пробках это лучший выбор автоматической КПП. Поломки вариаторов, по данным автостатистики, не превышают по частоте поломок гидромеханических агрегатов.
Вариаторы развиваются и постепенно занимают свое место у самых осторожных производителей – например, у Toyota. Теперь уже и езда по пересеченной местности и ускорение, раньше считавшиеся для вариаторов недопустимыми, становятся возможным стилем вождения.
Видео про вариатор: