Что мешает развитию автопрома Украины?
Автомобили Украины: что мешает развитию автопромышленности страны — судьба автомобильных производств, мнение экспертов. В конце — видео про автопром Украины.Автомобили Украины: что мешает развитию автопромышленности страны — судьба автомобильных производств, мнение экспертов. В конце — видео про автопром Украины.
Содержание статьи:
- Легковые автомобили ЗАЗ – закрыто
- Планы правительства
- А будут ли легковые автомобили?
- «ЕвроКар» – Шкода не спасает
- Эксперты советуются
- Видео про автомобильную промышленность Украины
«Запомните, джентльмены, эту страну погубит коррупция». Знаменитый диалог из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» очень любят цитировать все украинские чиновники, начиная от министра и заканчивая работником паспортного стола.
И совершенно не понятно, что они имеют при этом ввиду — то ли оправдывают свое нежелание работать, то ли констатируют факт, что должность должна приносить прибыль именно чиновнику.
Такое положение вещей стало давно привычным для граждан страны, но его до сих пор не могут понять иностранные партнеры, которые еще 10 лет назад с энтузиазмом решили инвестировать в автомобильную промышленность. Так что же мешает развитию автопрома Украины сегодня, и на каких позициях находится отрасль?
Легковые автомобили ЗАЗ – закрыто
Последний легковой автомобиль сошел с конвейера Запорожского автомобилестроительного завода в конце 2017 года, за 2018 год была построена всего одна машина, в 2019 году ЗАЗ покинул украинский рынок, получив исковые претензии от ООО «Факторинг Финанс» на сумму 3,16 млн. грн.
21 января суд утвердил реестр кредиторов, которые требовали от ЗАЗ возврата средств. Крупнейшим кредитором стала компания «Юниверсум Финанс», которая потребовала возврата ни много ни мало 2,47 млрд. грн.
11 марта Запорожский суд вынес решение о санации АО ЗАЗ, для выхода из кризиса предложили шестимесячный план перепрофилирования производства, который поможет предприятию продолжить выпуск авто.
Но вот легковых автомобилей на заводе уже не будет. В чем причина того, что АвтоЗАЗ, единственный в стране завод с полным циклом производства и собственным цехом окраски кузовов вылетел с рынка?
Для прессы и в официальных документах все звучит очень уверенно и солидно:
- Падение внутреннего рынка автомобилей.
- Потеря внешних рынков сбыта.
- Агрессивная конъюнктурная среда.
- Девальвация гривны.
Простые украинцы не понимают, что значит «падение внутреннего рынка автомобилей», если по данным Укравтопрома продажи новых автомобилей в стране растут из года в год.
А значит это несоответствие продукции АвтоЗАЗ таким параметрам, как цена-качество. За последние десять лет ЗАЗ так и не научился выпускать действительно качественные автомобили, которые могли бы, например, конкурировать с Рено румынской сборки в бюджетном сегменте.
Потеря внешних рынков сбыта — это один из главных факторов, который привел ЗАЗ к банкротству.
Рынок СНГ по объективным причинам, которые известны всем, закрыт, конкурировать с Европой не просто тяжело, а на сегодняшний день невозможно.
Благодаря торговым соглашениям с ЕС в Украину можно ввозить любой мусор, а продавать свою продукцию на рынке Европы – увы, действуют строгие ограничения. Еврозона строго следит за торговой безопасностью и поддерживает своего производителя.
Украинские авто, пусть даже золотого качества, (все знают, что на экспорт мы строим отлично) на рынке Европы не нужны.
Снижение курса гривны. За счет девальвации национальной валюты завод не смог вовремя расплачиваться с кредиторами, в итоге — задолженность, суд, банкротство.
Планы правительства
Планы по выходу АвтоЗАЗ из кризиса рассчитаны на 6 месяцев и на бумаге выглядят вполне перспективно.
Планируется и уже частично реализуется программа привлечения новых партнеров. Первым стал белорусский концерн «МАЗ». В Запорожье хотят запустить цеха по крупноузловой сборке грузовиков. Белорусы будут поставлять основные узлы и агрегаты, часть деталей будет производиться непосредственно на заводе.
За основу был взят опыт крупнейшего украинского производителя грузовых самосвальных машин — Кременчугского завода, который много лет собирает МАЗы в своих цехах.
Вторым направлениям названо начало производства китайских электробусов Skywell. Эта информация пока не получила официального подтверждения — процесс находится на стадии переговоров. С 28 мая в Украине работает представитель компании Skywell Ukraine.
А будут ли легковые автомобили?
До 2012 года на Запорожском автозаводе строили автомобили для корпорации General Motors, которая продавала их под брендом Chevrolet. Вторым партнером ЗАЗ была китайская компания Сhery, для которой автомобили строились по такому же принципу.
Причина прекращения сотрудничества, по мнению Олега Омельницкого — гендиректора информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», непродуманная политика руководства Запорожского завода.
Применять в промышленной отрасли медицинский термин «санация», который обозначает лечебно-профилактические меры по восстановлению организма, возможно и правильно, но поможет ли санация ЗАЗ или требуется применить кардинальные меры, посмотрим уже к концу года.
«ЕвроКар» – Шкода не спасает
К 2018 году автосборочный завод «ЕвроКар», построенный в 2001 году в Закарпатской области, стал единственным предприятием в Украине по выпуску легковых автомобилей.
Небольшое предприятие расположено в 2 километрах от границы со Словакией и Венгрией и собирает автомобили марки Skoda. Темпы производства у «ЕвроКар» стабильные на протяжение последних 18 лет, но в 2019 году кризис пришел и сюда — наблюдается незначительное, но снижение производства.
Компания Шкода планирует продолжать сотрудничество с руководством Закарпатского предприятия, но отказалась строить второй завод по производству своих моделей в центральной части Украины. Почему? «Эту страну погубит коррупция…».
Официальные новости звучат красиво и логично: «после долгих переговоров в правительстве посчитали, что в Украине достаточно потенциала, чтобы развивать самостоятельное производство»…
Резюме Skoda Auto, дочерней компании Volkswagen Group, более прозаично — Украина не смогла предоставить полноценную площадку для строительства нового мультибрендового завода, инвестор выбирал страны Восточной и Юго-восточной Европы и в 2019 году окончательно исключил Украину из списка.
«ЕвроКар» выпускает практически все комплектации Шкоды. На заводе используется крупноузловая сборка, все узлы и агрегаты импортируются из Европы — с заводов в Румынии и Чехии.
Кроме производства, по стране налажена дилерская сеть — начиная с 2003 года, завод поставляет модели Шкода во все дилерские центры Украины и постоянно открывает новые СТО Шкода. Именно автомобили «ЕвроКар» занимают 7% всего автомобильного рынка Украины и успешно конкурируют с импортными моделями.
Эксперты советуются
По данным текущего года, производство автомобилей в 2019 сократилось на 56%. Специалисты считают, что полноценным автопроизводителем страна не станет ближайшие 10 лет, и причина — в незащищенности внутреннего рынка от импортной продукции.
Вице-президент ассоциации «Укравтопром» Е. Хазан прогнозировал эту ситуацию еще пять лет назад.
А учитывая, что курс доллара вырос в три раза, минимальная стоимость отечественного автомобиля в два раза выше, чем импортного.
О развитии своего бренда, своей комплектации речь вообще не идет. АвтоЗАЗ не смог переоснастить свои производственные линии под современные требования. А это единственный завод в стране, который имел замкнутый цикл производства.
Президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей А. Кинах считает, что улучшить положение можно за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз машин и централизованные правительственные заказы на отечественные автомобили.
Как пример приводится госзаказ, который получила компания «ЕвроКар», которая в 2017 году выпускала комплектацию Шкода Фабиа для некоторых подразделений патрульной полиции.
Экономист А. Охрименко обоснованно считает, что вывести отрасль из кризиса поможет «кооперация с другими странами».
И на бумаге все выглядит красиво и перспективно. За основу можно взять опыт Турецкой республики, которая успешно изготавливает более десяти брендов европейского автопрома в кооперации с Евросоюзом. От правительства требуется только одного – четкая позиция и гарантии, что отрасль будет развиваться, не смотря ни на что.
Но вспомним, почему правительство не смогло предложить крупнейшему в мире инвестору Фольксваген Групп площадку для строительства завода? Когда Фольксваген отказался инвестировать в автоиндустрию Украины, эта новость шокировала многих, поскольку инвестор считается достаточно лояльным к странам-партнерам и не выдвигает строгих требований.
Заключение
Что спасет украинский автопром? Ответ на поверхности – работать надо на благо Родины, как бы пафосно и банально это ни звучало. Украина имеет самый главный ресурс для развития — это люди, простые рабочие, которые готовы работать. Было бы ради чего и на кого…