Электрокары в Украине резко подорожают
Статья о вероятном подорожании электрических автомобилей в Украине: возможные причины подорожания, рынок электрокаров. В конце статьи — видео о покупке электромобиля в Украине.Статья о вероятном подорожании электрических автомобилей в Украине: возможные причины подорожания, рынок электрокаров. В конце статьи — видео о покупке электромобиля в Украине.
Содержание статьи:
- Действующая ввозная пошлина – 0 %
- Что покупают
- Плюсы и минусы электромобилей
- Можно ли еще успеть
- Цены: прогнозы и факты
- Причины отмены льгот
- Чего ожидать в ближайшем будущем
- Видео о том, где купить электромобиль в Украине
Минфин Украины в тандеме с Государственной фискальной службой отклонили предложение продлить действие положения о беспошлинном ввозе в Украину импортных электромобилей.
ПО мнению политиков, продление действующих «нулевых ставок» на импорт электрокаров приведёт к недополучению госбюджетом существенных средств. Чем грозит украинскому рынку автокаров такое решение народных избранников?
Действующая ввозная пошлина – 0 %
С 1 января 2018 года в Украине действует годичное положение, согласно которому ввоз в Украину транспортных средств, на которых установлен исключительно электрический двигатель, осуществляется без уплаты налога на добавленную стоимость и акциза. Ввозная пошлина за электрокары в текущем году также не взимается.
Данный закон был разработан с целью стимулировать повышение доли электрокаров в украинском автопарке; на момент принятия положения особо оговаривалось, что это должно также улучшить экологическое состояние на дорогах. К сожалению, дальнейшие законопроекты, которые должны были развить это направление, так и не были приняты.
В начале текущего года на обсуждение депутатов был вынесен законопроект «О поддержке развития электротранспорта в Украине», но он не прошёл даже первое чтение.
Что покупают
В течение первой половины текущего года автомобильный парк Украины пополнился на 2 490 транспортных средств, оборудованных электрическими двигателями. 2 090 машин из этого числа – бывшие в употреблении автомобили.
Две трети рынка электрокаров в Украине представлена моделью Nissаn Leаf.
Преимущественно рынок сформирован тремя моделями электрокаров:
- Nissаn Leаf — 1 620 автомобилей;
- ВМW – 182 автомобиля;
- Tеslа Mоdеl – 123 автомобиля.
Остальные модели представлены в стране в количестве менее сотни экземпляров каждая.
Плюсы и минусы электромобилей
К сожалению, следует признать, что усилия сторонников перевода автопарка страны с бензина на электропитание то ли недостаточны, то ли преждевременны. Из плюсов электромобилей можно назвать немного:
- низкая стоимость пробега;
- экологичность двигателя.
Зато перечень минусов (применительно к Украине) куда как шире:
- небольшой пробег на одной подзарядке;
- слабо развитая инфраструктура станций подзарядки;
- более высокая цена по сравнению с бензиновыми моделями;
- невозможность использовать электромобиль для дальних поездок;
- резкое сокращение пробега на одной подзарядке в холодный период года.
Всё это приводит к тому, что на сегодняшний день обладание электромобилей – это скорее вопрос престижа, чем удобства и выгоды. Для того, чтобы электрокары прочно вошли в автопарк страны, требуется больше времени и усилия законодательной и исполнительной властей. Собственно, для этого и было принято положение о беспошлинном ввозе.
Можно ли ещё успеть
Поскольку действие положения о льготном ввозе зарубежных электрокаров заканчивается в конце 2018 года, с января 2019 на ввозимые на территорию Украины электрокары уже будет начисляться налог на добавленную стоимость — 20% от таможенной стоимости.
Львиная доля автомобилей, оборудованных одним или несколькими электрическими двигателями, поступает в Украину из Соединённых Штатов. Причина такой «дальней» покупки – в том, что при приобретении такого автомобиля в более близкой Европе требуется вдобавок приобретать лизинговую батарею электропитания. То есть, в Украину придётся экспортировать не только сам автомобиль, но и батарею, которая обойдётся новоиспечённому автовладельцу в кругленькую сумму от 5 до 7 тысяч евро.
Растаможивание автомобилей, ввозимых из США, потребует запаса времени от трёх до четырёх месяцев. С восточного побережья Штатов контейнер с электрокарами добирается до украинских палестин два-три месяца, а с Западного – и вовсе три-четыре. При этом крупнейший рынок автокаров располагается именно на Западном побережье США, в Калифорнии. То есть, для того, чтобы успеть «проскочить» в период действия льгот на ввоз, нужно было делать покупку максимум в начале октября.
Цены: прогнозы и факты
Ещё в конце 2017 года в связи с законом о льготном ввозе электрокаров многие аналитики прогнозировали резкое снижение цен на автомобили с электрическим двигателем. Но всё оказалось не так радужно, как мечтали экономисты и депутаты. Как только средняя цена на электрокар для украинца снизилась на 2-3 тысячи долларов США за счёт отмены сборов и пошлин, закономерно произошёл резкий скачок спроса. Как следствие, стоимость электромобилей на аукционах Калифорнии и других рынках поддержанных автокаров возросла, сведя на нет эффект от снижения пошлин.
Аналитики пытались обосновать происходящее, указывая на факт роста цен на электрокары в самих США. Дело в том, что как только производитель автомобилей продаёт двести тысяч экземпляров авто, он начинает терять выделяемую государством субсидию: в течение года она снижается в дав этапа, после снимается вовсе. Соответственно, для потребителя автомобили дорожают.
Но, по словам специалистов компании «Автоконсалтинг», причина кроется не только в этом. В Украину традиционно ввозят электромобили, в декларации занижая их полную стоимость. Соответственно, до введения в действие закона о льготном ввозе НДС также платился минимальный, если не сказать – копеечный. Поэтому существенно понизиться стоимость самых бюджетных электрокаров и не могла.
Что же касается новых моделей электрокаров, здесь возникает уже совсем другой вопрос: насколько выгодно платить тридцать тысяч долларов за электромобиль, если за эту же цену можно приобрести две бензиновых модели?
Причины отмены льгот
Помимо задекларированной основной причины, по которой госструктуры отклонили предложение продлить действие положения о беспошлинном ввозе – угрозе недополучения крупных поступлений в казну государства, конечно, существуют и другие причины. Весьма вероятно, что законодатели осознали, насколько несвоевременно был принят закон о льготном ввозе электрокаров в страну.
Электромобиль нуждается в развитой инфраструктуре, которая позволит водителю не опасаться того, что его транспорт встанет посередине города без возможности зарядить аккумулятор. Иными словами, при небольшом пробеге на одном заряде у электрокаров должна быть доступная возможность в любой точке получить возможность зарядки. Увы, на сегодняшний день Украина не может похвастаться таким уровнем сервиса для электрических авто.
Возможно, усилия сторонников электрокаров следовало изначально направлять по другому вектору: начинать с заправок, дополняя все бензиновые «точки» возможностью выполнять подзарядку аккумуляторов электромобилей. И только потом приступать к стимуляции граждан, желающих пересесть с бензинового на электрический автомобиль.
В текущий же момент ситуация получилась, как говорится, «ни два, ни полтора»: льготы на ввоз просуществовали без малого год, государство недополучило средства в казну, но при этом проблем с электрокарами меньше не стало. Возможно, стимулировать граждан к покупке электрокара следует не льготными условиями ввоза, а развитием соответствующей инфраструктуры?
Чего ожидать в ближайшем будущем
Как следует из неудачных прогнозов годичной давности, цены на электрокары в Украине совершенно не оправдали радужные ожидания законодателей и потребителей. Аналитики не учли ни особенности налогообложения автопроизводителей в США, ни рост спроса при снижении ввозной пошлины, ни существующую слабую инфраструктуру поддержки электромобилей в стране.
Впрочем, сегодня аналитики уже не делают ошибки годичной давности и не обещают золотых гор: если на сегодняшний день Ниссан Лиф 2014 года можно найти за 8-9 тысяч долларов, то с начала будущего года эта цена возрастёт до десяти тысяч минимум. Более того, модели Tesla Mоdel S с сегодняшней планки 35-45 тысяч долларов США, скорее всего, «прыгнут» до 45-50 тысяч.
В целом, анализируя динамику приобретения украинцами электромобилей, можно заключить, что первая попытка стимулирования закупок оказалась не слишком продуктивной. Скорее всего, на фоне грядущего роста цен на электромобили законодателям стоит задуматься о расширении инфраструктуры, поддерживающей этот вид транспорта. А там уже можно будет вновь задумываться о новых путях стимулирования спроса на электрические авто.