Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине
Статья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.Статья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.
Содержание статьи:
- Не дороги, а направления
- Дорожный фонд
- Какие меры спасут дороги
- Ответственность областных администраций
- Видео о региональных дорогах в Украине
Киевские чиновники публично признали состояние украинского дорожного полотна плачевным, но поделились новой, масштабной программой развития автомобильных дорог, которая началась уже с 2018 года. Кто, каким образом и за чей счет будет осуществлять ремонт, рассмотрим в следующем обзоре.
Не дороги, а направления
После ревизии 170 000 км дорожного хозяйства выяснилось, что дорог-то в стране фактически не существует. Лишь 2-3% из них можно назвать относительно соответствующими нормативному состоянию, остальные же трассы больше представляют руины, чем проезжую часть.
Хотя на 2018 год на ремонт выделена феноменальная для страны сумма в 44 млрд. гривен (по сравнению с 5,3 млрд. гривен в прошлом, 2017 году), аналитики называют ее несущественной, так как большинство трасс не видело ремонтных работ более 30 лет.
Государственное агентство «Укравтодор» озвучило следующие цифры несоответствия законодательным нормам автодорожного хозяйства Украины:
- нормам прочности — 39% дорог;
- нормам ровности — 51% дорог;
- техническим параметрам и нагрузке — 9,6 тысяч мостов;
- капремонта требуют 1923 моста.
Оценили украинские дороги и международные эксперты, которые присвоили им 137 место из имеющихся в рейтинге 144 мировых стран. Из-за недофинансирования, коррупции в государственных органах и отсутствия контроля над данной сферой автомобилисты сейчас могут передвигаться по трассам со скоростью не более 25 км/ч.
Дорожный фонд
Реформой начался 2018 год для Украины, где начала функционировать новая структура — государственный дорожный фонд. Если ранее дорожные сборы отправлялись в общий бюджет, откуда в процессе распределения практически не доходили до дорожного хозяйства, то благодаря фонду ожидается грамотное распределение финансов, увеличение расходов на ремонт и реконструкцию, и, может быть, даже на строительство новых дорог.
Последний пункт является особенно болезненным вопросом, так как для достаточно внушительной территории количество дорог просто смехотворно. В Германии, например, которая вполовину меньше Украины по площади, дорог больше в 4 раза. Даже соседняя Польша протяженностью своих трасс превышает в два раза.
Хотя «Укравтодор» рассматривает возможность постройки концессионных дорог, построенных на средства частных инвесторов, для разработки этого направления потребуются изменения законодательной базы, анализ дорожного трафика и проведения тендера на выполнение работ. Кроме того, окупит себя подобная трасса не ранее, чем через 25-3 лет при условии активного трафика в минимум 15 000 автомобилей. Учитывая данные нюансы, Украине не следует рассчитывать на платные автобаны в ближайшие годы.
Пополняться дорожный фонд будет из следующих источников:
- акцизы с транспорта, местного и импортируемого топлива;
- пошлина на импортируемый транспорт и нефтепродукты;
- оплата, взимаемая с перегруженных автомобилей, следуемых по национальным дорогам;
- плата за проезд по платным дорогам, построенным на средства частных инвесторов;
- целевые кредиты;
- добровольные пожертвования физических или юридических лиц, национальных или международных.
Министерство инфраструктуры ожидает только с топливных акцизов получать по 35-40 млрд. грн. ежегодно Правда, данный расчет был произведен в евро, по отношению к которому гривна уже потеряла в цене на 40%. Поэтому чиновники сделали оговорку: в этом году фонд получит от акцизов и ввозной пошлины лишь 50%, в 2019 году уже 75% и, наконец, к 2020 году он должен обрести максимальное финансирование.
Александр Кава из Государственного агентства автомобильных дорог уверен, что с созданием фонда ситуация с дорогами переменится коренным образом. Получаемые от автомобилистов средства за пользование дорогами теперь будут защищены от нецелевого использования, а новая нормативная база позволит направить их только на ремонт и содержание дорожного хозяйства.
Какие меры спасут дороги
Первоочередной причиной дорожных проблем страны является недофинансирование и десятилетия халатного отношения к их содержанию. Однако премьер-министр Гройсман сообщил об утверждении особой программы развития автомобильных дорог, запланированной на 2018-2022 годы. Первым ее этапом является создание дорожного фонда, который уже начал свою деятельность.
Вторым – пересмотр строительных стандартов и технологий, применение качественных материалов. В стране есть примеры надежных подрядчиков, как, к примеру, на трассе Батурин-Глухов, чья работа и после десятилетия эксплуатации в суровых погодных условий не вызывает нареканий.
Одновременно следует отказаться от так называемого «ямочного» ремонта, которым так грешат в Украине. В любой европейской стране при появлении на дороге или, тем более, на автобане выбоины снимается большой участок аварийного полотна и полностью заменяется на новый. Тогда как в Украине нередко можно увидеть, как рабочие под дождем или снегом засыпают яму щебенкой, чтобы уж назавтра она стала лишь еще больше.
Глава «Укравтодора» Славомир Новак заявил, что агентство к 2020 году полностью откажется от проведения такого рода ремонтов, перейдя на европейскую практику. Это потребует освоения новых технологий, приобретения соответствующей техники, а также переподготовки рабочих, поэтому на реализацию этого стратегического решения потребуется некоторое время. Ведь поставленная цель оправдывает свои средства, так как в долгосрочной перспективе приведет к экономии за счет продления срока эксплуатации дорожного полотна.
Третий этап – контроль над эксплуатацией дорог, в том числе регулирование проезда грузового транспорта, соблюдение весовых норм, введение больших штрафных санкций за перегруженный транспорт. Дороги обязательно предстоит оснастить контрольно-весовыми пунктами, с помощью которых можно будет определить перегруз и выписать водителю штраф, который также пополнить дорожный бюджет.
В данный момент в стране насчитывается около трех десятков таких пунктов, из которых лишь 8 функционируют в круглосуточном режиме. Как показывает практика, несмотря на наложенный еще в 2015 году запрет на движение транспорта массой свыше 40 тонн и контейнеровозов массой более 46 тонн, грузоперевозчики не следуют требованиям, а патрульная полиция не штрафует за вопиющие нарушения.
Ответственность областных администраций
Обширная программа реформирования дорожной отрасли включает также пункт о децентрализованной ответственности за дорогами. Дороги территориального значения планируется передать на баланс областей вместе со средствами на их содержание. Речь идет о трассах, пролегающих между районными и областными административными центрами, а также городами областного значения. Сейчас в областях наблюдаются большие проблемы с использованием направляемых бюджетных средств.
И хотя в том числе деньги были направлены на приведение в относительный порядок трасс национального и международного значения, регионы отчаянно нуждаются в экстренной помощи. Поэтому министр инфраструктуры Владимир Омелян запланировал брифинг с обсуждением текущей ситуации и публичным оглашением тех областей, которые нерационально распоряжаются настолько дефицитными дорожными средствами.
Ожидается, что вследствие введения децентрализованной системы Укравтодор снимет с себя полномочия по отслеживанию освоения бюджета и процессу восстановления работ, оставив за собой только 50 000 км всех дорог страны. Распределение средств по регионам будет осуществляться, исходя из протяженности находящихся на балансе дорог.
Владимир Омелян сообщил, что в течение ближайшего десятилетия абсолютно все дороги страны будут приведены в нормативное состояние. На данный момент «Укравтодор» сумел отремонтировать порядка 2 000 км, что крайне мало в контексте предстоящего объема работ, но беспрецедентно много именно для Украины.