Самые протяженные дороги в России: ТОП-5
Особенности наиболее протяженных дорог России: топ-5 магистралей, инфраструктура, характеристики трасс. Видео о невероятных дорогах мира.
Россия – страна с огромной территорией, богатейшей природой, разнообразными ландшафтами и климатическими условиями. Одной из самых сложных задач, которые всегда стояли перед здешними правителями, было обеспечение надёжной связи между различными частями их обширных владений.
Особенности инфраструктуры
Нынешние российские власти осознают первостепенную важность транспортной связанности и единства всей территории, хотя в целом расходы на автодорожный сектор в России довольно малы на фоне других развитых стран. Если их измерять в процентах от ВВП, Россия тратит порядка 2%, тогда как норма для стран с хорошо развитой дорожной сетью составляет не менее 3%. Если измерять стоимость прочих активов – мостов, тоннелей, ж/д линий и т.д., Россия тоже не входит в число лидеров.
Темпы дорожного строительства сдерживаются традиционными для России трудностями – погодой, расстояниями, экономической неразвитостью отдалённых территорий и т.д. К физическим сдерживающим факторам присоединяются экономические. К примеру, транспортные артерии, проходящие через населённые пункты, значительно дороже прочих за счёт предварительного приобретения земли и необходимости лучшего обустройства.
Однако, несмотря на все трудности, дорожное строительство в России является крупным бизнесом, в котором участвуют свыше 500 компаний с многомиллионными активами. Проблема в том, что для строительства и реконструкции часто выбираются наиболее яркие и дорогие проекты, а менее доходные откладываются на полку.
Но сегодня мы хотим поговорить не о проблемах дорожного строительства в России, а скорее о достижениях. В частности, поближе познакомиться с самыми длинными дорогами, избороздившими страну вдоль и поперёк.
5 самых длинных автомобильных маршрутов по русским просторам
Сведения, предоставленные экспертами Росстата, дают возможность понять, в каких сегментах РФ наиболее протяжённая дорожная сеть. В многопозиционном списке лидирует Алтайский край – там насчитывается свыше 54 тысяч километров дорог общего пользования. За ним Башкирия (48 600 км) и Московская область (более 43 тысяч км), потом Краснодарский край (42 500 км) и Самарская область (41,5 тыс. км).
Пропустив вперёд массу прочих регионов, Ненецкий АО завершает перечень со своими 382 километрами автодорог. Но какие из магистралей являются наиболее длинными? Вот несколько из них.
1. Федеральная автодорога «Вилюй», или А331 (3000 км)
Автомагистраль A331, также известная как Вилюйское шоссе или Вилюйский тракт – длиннейшая автомагистраль в России. Она соединяет Якутск (город-порт на реке Лена) с сибирским городом Мирный (административный центр Мирнинского района), Усть-Кутом (город в месте слияния рек Лена и Кута, важный транспортный узел Восточной Сибири), Братском на реке Ангара и Тулуном на реке Ие к северу от Восточного Саяна, через который также проходит Транссибирское шоссе и R-255 «Сибирь». Однако данная магистраль вправе считаться самой длинной только зимой: некоторые её участки – это автозимники. К примеру, «Усть-Кут – Таас Юрях»– летом его просто нет, грузы идут по реке.
Этот увлекательный маршрут в самую глубь России по сей день находится в стадии строительства. Его назначение – связать труднодоступные северные районы с сетью федеральных автомагистралей, обеспечив круглогодичный трафик с подъездами к крупным городам и разработкам полезных ископаемых.
Путешествие предполагает пересечение нескольких рек (Ботомоя, Туора-Кюэль, Кенкеме и др.). Инфраструктура пока слабо развита. Станций техобслуживания на маршруте крайне мало. Автозаправки есть в каждом населённом пункте, однако для участка Братск – Усть-Кут лучше иметь запас топлива в канистрах.
Дорога в основном грунтовая, некоторые отрезки заасфальтированы, другие выложены бетонными плитами или имеют щебёночно-песчано-гравийное покрытие. Летом они сильно пылят, после дождя могут стать очень грязными, что усложняет проезд. Во время и после шторма дорога местами превращается в болото и становится непроходимой даже для полноприводного автомобиля.
2. «Урал», или М5 (1879 км, с подъездами-ответвлениями – свыше 2500 км)
Уральское шоссе М5 – часть европейской сети E30 (от г.Корк в Ирландии через Великобританию, Нидерланды, Германию, Польшу и Беларусь до российского Омска) и азиатского маршрута AH6, связывающего Восточную Европу с Кореей (по землям России, Казахстана, Китая, Северной и Южной Кореи, через множество крупных городов с богатой историей, включая Москву, Уфу, Красноярск, Улан-Удэ, Забайкальск и Уссурийск до самого Пусана).
Трасса растянулась на девять регионов России от Московского МКАДа до Челябинска, уходя дальше на восток под другими номерами – к примеру, в Омск и Новосибирск по маршруту R254. По пути одна из старейших автодорог страны пересекает много привлекательных для туристов мест, проходя через Мордовию, Татарстан и Башкортостан, чтобы объединить Европу и Азию.
Крупная магистраль, преодолевающая реки и равнины, ведёт путешественников до Уральских гор – одних из самых старых на планете. Здешние края славятся чудными пейзажами, богатым животным миром, залежами полезных ископаемых и драгоценных камней, привлекая туристов и искателей приключений.
Основная часть дороги строилась в 60-70 годы прошлого века с привлечением десятков тысяч людей и сотен единиц техники. Растущая год от года интенсивность движения вызвала необходимость совершенствования уральской трассы, являющейся важной частью трансконтинентального автомобильного сообщения между Москвой и Владивостоком.
К новому тысячелетию ввели в эксплуатацию более 165 километров реконструированных и вновь построенных участков, и работы не прекращаются по сей день. Отрезков дороги, не отвечающих нормативам, становится всё меньше. Масштабные работы нынче ведутся в направлении Уфы. План реконструкции поставил целью до 2028 года расширить дорогу в узких местах до четырёх полос и благоустроить по всей протяжённости.
3. «Амур», или Р297 (2 097 км, с ответвлениями – 2165 км)
Эта магистраль, ранее носившая имя М58, тоже занимает важное место в сети российских федеральных дорог. Она извивается по Дальнему Востоку, проходя через Забайкальский край, Амурскую область и Еврейский АО.
Также известная как Амурское шоссе (названное в честь близлежащей реки Амур), эта транспортная артерия стала частью Транссибирской магистрали и объединило федеральные трассы России в единую систему от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Масштабно реорганизованная в период с 1998 по 2001 год, она влилась в азиатский маршрут AH31, соединяющий Белогорск (небольшой дальневосточный городок в Амурской области на Зейско-Буреинской равнине неподалёку от Благовещенска) и морской город Далянь в Китае.
В прошлом дорога доставляла немало проблем водителям (первый 124-километровый участок, соединяющий Белогорск и Благовещенск, был построен заключёнными ГУЛАГа ещё в 1949 году). Покрытие по большей части грунтовое. Грязь, ямы, застрявшие машины, частые поломки. Ремонт полотна практически не проводился, не говоря уже о благоустройстве – освещении, сервисных станциях, придорожных мотелях, закусочных и т.д.
Пользователи описывали свои поездки по этой трассе как путешествия через лужи, камни и грязь, изредка перемежаемые грубым асфальтом в выбоинах. Но с 2000 года активно велись ремонтные работы и строились новые участки, и уже в сентябре 2010-го газеты сообщили, что асфальтирование шоссе завершено. Во время видеоконференции, посвящённой этому событию, Путин назвал его «не автобаном, но надёжной современной дорогой».
Сегодня трасса, несмотря на специфику региона со сложными почвенными и климатическими условиями, представляет собой вполне цивилизованное шоссе с более-менее гладким покрытием на всём протяжении, светоотражающей разметкой и ограждениями на потенциально опасных участках. И если в прошлом во время распутицы прохождение 300 метров могло занять 3 часа, то нынче вся дистанция преодолевается быстрее, чем за двое суток, причём с остановками и обедами. Но с собой рекомендуется иметь запас топлива и еды – заправок, магазинов, зон отдыха и пунктов питания вдоль дороги по-прежнему мало.
4. «Колыма», Р504 (2 032 км)
Построенный при сталинском режиме и известный как «Дорога костей» из-за большого числа погибших при строительстве рабочих, этот длинный маршрут проходит через Дальний Восток России, соединяя портовый город Магадан и Якутск в Восточной Сибири.
Заключённые лагеря Севвостлаг, вооружённые лишь ручными инструментами, заложили первый участок в 1932 году, и строительство продолжалось с использованием рабочей силы ГУЛАГа до 1953 года. Дорога считается памятником, поскольку останки людей, погибших при её прокладке под контролем Дальстроя, закапывались под дорогой и вокруг неё.
Первоначальная цель этого маршрута заключалась в том, чтобы ускорить переброску легионов заключённых через этот район в их лагеря, где добывали и перерабатывали олово, золото, уран и многое другое. Для многих это был билет в один конец. Тюремный труд использовался в течение 20 лет строительства, что привело к бесчисленным тысячам смертей: осужденные как по уголовным, так и по политическим мотивам работали и умирали на огромном участке. Путь пролегал по вечной мерзлоте, и погребение в дорожном полотне было сочтено более практичным, чем рытьё новых ям для захоронения тел умерших.
С 2008-го, когда маршрут с трагической историей получил статус федеральной дороги, он считается всепогодным. Последние 500 км до Магадана стали объектом притока инвестиций, чтобы добраться до золотых приисков возле Сусумана, и находятся в гораздо лучшем состоянии, чем некоторые другие сегменты дорожной сети, удалённые и почти заброшенные. К примеру, так называемая «старая летняя дорога», которая, по иронии судьбы, почти непроходима, пока не замерзает зимой.
Путешествие сквозь пространство и время по «Колымскому тракту» – одно из самых захватывающих приключений в таёжной части России. Здесь, в одном из самых негостеприимных уголков мира с мрачной историей, недостаёт сервиса, который сопровождает почти все другие области – пунктов здравоохранения, правоохранительных органов, развитой телекоммуникационной сети и т.д. Взамен будьте готовы увидеть множество шахт и пустошей, медведей, лосей, белок, заброшенные посёлки и интересных людей.
5. «Кола», Р-21, М18 (1 592 км)
Магистраль, протянувшаяся от северной столицы – Санкт-Петербурга – до норвежской границы в районе Киркенеса, ранее имела номер М18, потом была переименована в Р-21. Тем не менее, популярное название не изменилось: это по-прежнему трасса «Кола» – в честь одноимённой реки, давшей также название Кольскому полуострову. В Петербурге дорога известна как Мурманское шоссе или (неофициально) Мурманка – по названию наиболее значимого пункта назначения, самого крупного города за Полярным кругом.
Дорожное покрытие по всей длине Колы достаточно хорошее – почти европейского качества, так что можно путешествовать с комфортом. Ленобласть не особо богата на красивые пейзажи, но чем дальше вы продвигаетесь на север, тем колоритнее окружающие красоты с лесами, озёрами и шикарными панорамами величественных Хибинских гор. Неудивительно, что многие автомобилисты считают «Колу» лучшей и красивейшей дорогой России.
Заключение
Если вы мечтаете о приключениях, стоит подумать о путешествии по одной из этих длинных автомобильных дорог. Ищете ли вы красивые уголки, исторические места или экстрим на труднопроходимой местности, в России найдётся подходящая дорога. А как далеко она заведёт, зависит только от вас.
Особенности наиболее протяженных дорог России: топ-5 магистралей, инфраструктура, характеристики трасс. Видео о невероятных дорогах мира.
||list|