Что будет с ценами на бензин в России в ближайшие пару лет?
Статья о том, что может быть с ценами на бензин в России в ближайшие годы: динамика цен, мнения экспертов. В конце статьи — видео о рекордных ценах на бензин.Статья о том, что может быть с ценами на бензин в России в ближайшие годы: динамика цен, мнения экспертов. В конце статьи — видео о рекордных ценах на бензин.
Содержание статьи:
- Что говорит правительство
- Эксперты о ценах на топливо
- Нефтяные компании — о ценах
- Извечный вопрос — что делать
- Видео о рекордных ценах на бензин
В нашей нефтедобывающей стране ценообразование литра топлива зависит от договоренностей нефтяников с правительством РФ. Государственные чиновники высокого ранга убеждают население, что цены фиксированы на ближайшее будущее, но отдаленная перспектива выглядит не слишком жизнеутверждающей.
Розничные цены топлива на сегодняшний день зависят от того, насколько правительство Российской Федерации готово повышать компенсацию компаниям, занимающимся обеспечением внутреннего рынка бензином и дизелем, относительно цены на бензин на мировом рынке. В этом случае нефтепереработчики согласны не поднимать стоимость топлива.
Достигнутая договоренность между правительством и нефтяниками о совместной работе над сдерживанием стоимости топлива, сопоставимой с уровнем инфляции, действовала до 31 марта 2019 года. Кабинет Министров не ждет никаких неприятностей с повышением ценников на АЗС, тем более что за рынком ведется пристальное наблюдение со стороны ФАС.
Правительство видит свою задачу в том, чтобы удержать цены от «свободного плавания», избегая при этом заключения с нефтяниками договоров, аналогичных только что закончившемуся и стремясь создать условия, при которых цены на заправках будут более или менее фиксированы.
Но, судя по динамике, стоимость бензина будет увеличена примерно на треть. Эта сумма будет «скрытой», замаскированной другими механизмами и процессами.
Что говорит правительство
Рост цен на горючее вызывает беспокойство у Центробанка, ведь подобное провоцирует скачок инфляции до 0,4%. Даже малейшее повышение цены на топливо вызывает панические настроения и пессимистические инфляционные ожидания граждан страны.
Россияне уверены, что к концу года стоит ждать инфляцию на уровне не менее 8,6%. По мнению Э. Набиуллиной, падение рубля будет, но оно не превысит 4%.
Чуть меньше года назад, в мае 2018, в стране чуть не случился бензиновый кризис. Протестные акции и марши «пустых канистр» в связи с резким повышением цен на топливо в некоторых регионах страны потребовали личного вмешательства Президента РФ. В. Путину пришлось выступать с заявлением о том, что правительство предпринимает шаги, чтобы снизить рост цен.
Правительство называло причины повышения стоимости горючего:
- высокая цена топлива на мировом нефтяном рынке и общемировой рост цен на нефть;
- слабый курс нашей национальной валюты, приводящий к активизации экспортной деятельности в ущерб внутреннему рынку.
Компания «Роснефть» почти полностью прекратила поставки на АЗС страны, делая упор на вывоз топлива за пределы Российской Федерации. Вмешательство Антимонопольной службы привело к тому, что в «Роснефти» заявили о снижении поставок на внутренний рынок исключительно в связи с ремонтными работами и категорически отрицала продажу бензина на экспорт.
Усилиями правительства акцизы тогда уменьшились, но стоимость бензина все равно продолжила свой печальный рост. В 2019 году правительство допускает рост цены топлива, но она все время обязана соответствовать уровню инфляции, которая, по подсчетам главных лиц государства, не должна превышать 3 процента в год.
По инициативе Д. Козака, вице-премьера по транспорту и энергетике, было созвано внеплановое собрание представителей правительства и нефтекомпаний. Тогда было принято решение, что правительство снижает стоимость акциза на тонну бензина на 3 тыс. руб. и на тонну дизеля на 2 тыс. руб. при условии стабилизации общероссийской цены на горючее. Нефтяники в ответ потребовали отмену планируемого повышения сборов.
В целом для того, чтобы добиться уменьшения цены топлива, необходимо вначале стабилизировать рынок. С этой целью разрабатываются налоговые меры, наподобие «плавающего акциза», позволяющие комплексно регулировать ценообразование с учетом общемировой стоимости топлива.
Рассматриваются и другие, более жесткие меры, связанные с квотированием экспорта горючего и повышением экспортного сбора. Крайние меры, в свою очередь, способны явиться спусковым механизмом для развития контрафактного рынка топлива.
Не стоит забывать и о планах правительства России об отмене к 2024 году экспортной пошлины, что противоречит иным решениям власти по сдерживанию цен и может привести к социальной напряженности.
Цена на бензин в России ниже, чем в Европе. Эта ситуация должна измениться в 2024 году. Цены должны будут вырасти, сравнявшись в общеевропейскими. Таким образом, цена на любой вид горючего может увеличиться в полтора раза.
Эксперты о ценах на топливо
По мнению Р. Танкаева, гендиректора информационного агентства «ИнфоТЭК-Терминал», власть начнет увеличивать налог на добычу полезных ископаемых. Это потянет за собой прибавку одного рубля к стоимости топлива. Акцизы тоже будут повышены, округленно — на 5 руб. Два процента роста НДС способны увеличить стоимость АИ-92 на половину рубля. В итоге стоимость АИ-92 повысится на 7 руб.
Все действия правительства, предпринятые в прошлом году, могут говорить о возврате к дотированию внутреннего рынка за счет экспорта, как это было в советский период. Если потребление внутри страны вдруг увеличится, то дополнительные объемы ниоткуда не возьмешь. Рост нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей остановится, а это отрицательно скажется на качестве топлива, ведь нефтеперерабатывающим заводам требуется постоянная реконструкция.
Неприятным сценарием развития ситуации, по мнению Танкаева, может стать вторая половина 2019 года. Если при сдерживании цен увеличится потребление топлива, это приведет к его дефициту. Правительству придется «давить» на компании, заставляя их уменьшать экспортную составляющую.
А. Былкин, старший консультант независимой отраслевой фирмы по развитию ТЭК России Vygon Consulting, полагает, что повышение акцизов будет уравновешиваться демпфирующим механизмом. Власть сможет компенсировать нефтяным компаниям до 60% недополученной прибыли, связанной с разницей цен на внутреннем рынке и ценой экспорта. По его мнению, стоимость топлива увеличится не более чем на 1 процент инфляции.
А. Быков, аналитик ООО «Цафт, уверен, что топливо в ближайшие годы подешеветь не сможет. Анализируя данные, полученные от Минфина, можно предполагать увеличение стоимости топлива на 5%, в соответствии с общей инфляционной динамикой.
Самые худшие прогнозы экспертов обещают 10% рост цен на горючее. Сотрудникам ФАС и Налоговой службе вменяется в обязанность мониторить и выявлять компании, увеличивающими ценник на бензин более, чем на 4 процента. В 2019 году также предусматривается постоянная индексация цен, варьирующаяся от 4 до 4,6%.
Нефтяные компании — о ценах
Компания «Роснефть» озвучила прогноз роста цен до 2024 года, по которому рост стоимости на любое моторное топливо будет неуклонным. Это напрямую зависит от завершения налогового маневра, связанного с отменой к финальному сроку пошлин на экспорт нефти при одновременном росте налога на все разработки месторождении полезных ископаемых.
Государство будет в выигрыше, ведь оно сможет получать доход от всей извлеченной для дальнейшей переработки нефти, а не только ее экспортной части. Такое положение немедленно уравновесит внутренние и мировые цены.
В этой связи безусловным будет повышение цены на любой вид топлива ровно в полтора раза. Эту же цифру озвучивал на заседании правительства и Д. Медведев.
Извечный вопрос – что делать
Эксперты не берутся строить долгосрочные прогнозы. Общая концепция такова, что на протяжении 2019 года цена будет расти, и люди начнут экономить на других продуктах.
Любой рост цен на топливо всегда отражается на всех ценах внутри страны, включая продукты питания. Это может привести лишь к тому, что обеспеченные люди будут все чаще приобретать электромобили или гибриды, а малообеспеченные слои населения вынуждены будут пересаживаться на велосипеды.
Грядущее повышение цен к концу 2019 года вынуждает задумываться о переводе внутригородского транспорта и сельскохозяйственной техники на альтернативные источники топлива, такие как электроэнергия или газ. Это приведет к очередному витку увеличения новых налогов и акцизов с целью наполнить государственный бюджет.
Увеличение госбюджета – это хорошо, ведь тогда удастся продолжить строительство новых дорог и поднять субсидии и пенсии, увеличивая благосостояние жителей России.
В ситуации, если топливо сумеет удержаться на достигнутых ценовых рубежах и чуть-чуть «сдать назад», экономика Российской Федерации получит передышку:
- уменьшатся расходы на транспорт, а высвобожденные финансы жители страны неизбежно потратят на услуги и продукты, оживляя тем самым экономику;
- с уменьшением стоимости топлива в сельскохозяйственном секторе начнет дешеветь аграрная продукция.
Единственным шансом выравнивания цены на горючее эксперты считают снижение и отмену акцизов, которые продолжают неуклонно расти. Если налоговая нагрузка на нефтяную отрасль России останется прежней, в стране может обозначиться вполне масштабный кризис с повсеместным ростом цен на все, решить который при помощи договора с нефтяниками уже не удастся.
Если принять за данность тенденцию к выравниванию цены на бензин России и всего остального мира, то в ближайшем будущем нас ждет АИ-92 по 63 рубля за литр, Аи-95 и дизельное топливо – по 70 руб.. Вряд ли зарплаты россиян вырастут такими же темпами…
Заключение
Динамика стоимости бензина даже через призму заявлений правительства и экспертов напоминает не математические подсчеты, а попытку угадать будущее. Население страны давно уже недоумевает, почему в стране, занимающей второе место в мировом рейтинге по добыче нефти, цена на топливо имеет тенденцию к неуклонному росту.
Никто не берется точно спрогнозировать стоимость литра бензина. Такая неопределенность вызывает нервозность, ведь никто – ни обычные граждане, ни предприятия не в состоянии запланировать в своем бюджете расходы на заправку транспортных средств.
Остается надеяться, что правительство все же сумеет не допустить высокого скачка цен на общероссийском рынке, проявив гуманизм по отношению к конечному потребителю — своим гражданам.