Почему в России дороги хуже, чем в Канаде?

05 марта 2019 / 15:1796
Статья о дорогах России и Канады: почему в России дороге хуже, технологии строительства, стоимость, факторы качества дорог. В конце статьи — видео «Россия vs Канада».

Почему в России дороги хуже, чем в Канаде?

Содержание статьи:

Климат Канады и северо-восточных областей России на одинаковых широтах примерно сходен. Часть территории находится под воздействием вечной мерзлоты, представляющей собой небольшой почвенный слой, под которым лежит нетающий лед. Растопить его могут только посторонние факторы, носящие техногенный характер, да и то ненадолго. Дороги на мерзлоте строятся и в России, и в Канаде. Существует ли между ними отличие?

Если смотреть фотографии на гугл-карте, то широта вечной мерзлоты делает дороги в обеих странах равноценными, представляющими собой двухполосные трассы без обочин, с рытвинами и ямами, кое-как засыпанные щебнем и ярко выраженными колеями.

Грязи и пыли также много на дорогах обеих стран. Виноват в этом грунт, лежащий под колесами машин на дороге. В районе Колымы грунт крайне неподходящий для автодорог, он легко осыпается и плывет от воды. При этом Колымская федеральная трасса красива и прямолинейна.

Но асфальт над вечной мерзлотой просто не нужен. Поддерживать его в хорошем состоянии нелегко, куда проще подсыпать грунтовку. Малочисленность машин в России также способствует тому, что грунтовка дольше сохранится в хорошем состоянии, в то время как асфальт за короткий срок придет в негодность.

Разница автодорог в России и Канаде



федеральная трасса «Лена»

В рейтинге автодорог Канада занимает 22 место в мире по качеству покрытия, Россия – 114. Между тем по длине автомобильных дорог Россия в общемировом рейтинге занимает пятое место, Канада – седьмое.

Дороги в обеих странах представлены разветвленной сетью шоссе и магистралей. Общая протяженность канадских дорог составляет около 1 миллиона километров, из которых 400 тысяч обладает твердым асфальтовым покрытием, а 600 тысяч - грунтовым. Скоростные автомагистрали занимают всего 17 тысяч километров автодорог.

Российские автодороги по общей протяженности значительнее – их совокупная длина составляет порядка 1,5 млн километров, из которых твердым покрытием могут похвастаться почти 1 млн километров, но скоростных трасс в России крайне мало. Они составляют всего 5 тысяч километров.

Состояние автодорог на территории крупных городов и их пригородов в Канаде довольно приличное, в целом – лучше, чем в России. Об этом свидетельствуют и позиции в общемировом рейтинге, указанном выше.

По весне дороги в связи с промерзанием полотна и низких температур портятся и быстро разбиваются. Однако в Канаде они довольно быстро ремонтируются. На канадских окраинах трассы, как и в России, разбиваются быстро.

В Канаде существует система крупных автодорог:
  • Аляскинская трасса (2237 км);
  • Трансканадская трасса (7821 км);
  • Транстайга (582 км).

В России протяженных автомагистралей гораздо больше:
  • «Вилюй» (3 000 км);
  • «Урал» (2608 км);
  • «Амур» (2097 км);
  • «Колыма» (2032 км);
  • «Дон» (1517 км);
  • «Волга» (1350 км);
  • «Каспий» (1380 км);
  • «Холмогоры» (1270 км);
  • «Лена» (1235 км) и др.

Канада относится к числу самых больших северных стран, территория же с вечной мерзлотой при этом несопоставима с Россией. Лёд там залегает гораздо глубже, чем в десяти сантиметрах от поверхности, как на нашем севере. Скоростных автобанов нет, существуют обычные гравийные трассы.

В России действительно сложный грунт. До 86% его составляют глинистые почвы и суглинки. Они прекрасно вбирают в себя и не отдают влагу. По пустотам в грунте вода поднимается к полотну дороги и замерзает, разрывая покрытие.

По весне процесс идет в обратной последовательности. Грунт оттаивает, пропитываясь водой, асфальт окончательно теряет несущую функцию. Дорога расползается. Магистрали, строящиеся на вечной мерзлоте, вообще не оснащаются твердым покрытием — это бесполезно.

Большую часть времени эти дороги вполне хороши, но короткое северное лето для них губительно — подобно федеральной трассе «Лена», они расползаются жуткой кашей.

В «стране кленового листа» насыпную подушку для дороги укладывают из песчаника, которого много в почве, в отличие от России. Это существенное преимущество дорог Канады.

Преимущество канадских магистралей заключается в скорости их ремонта после обильных осадков или последствий других погодных капризов. В России мосты – отдельная песня. В Колымском крае мосты плохие, зато на федеральных трассах они выше всяческих похвал. Там, где мостов нет, их прекрасно, как и в Канаде, заменяют паромы.

Состояние дорожного полотна в Канаде лучше, чем в России, но каждую весну потрескавшиеся и деформированные участки дорог быстро латают, поэтому возникает ощущение, что они более аккуратные.

Чем дальше уезжать от «цивилизованного центра», где живет три четверти населения страны, тем сильнее ухудшается качество дорог.

В том же Монреале, несмотря на плотность населения, состояние дорог крайне плохое. Местные жители называют дырявый асфальт «куриными гнездами», и на ликвидацию подобных дыр из городского бюджета выделяются миллионы канадских долларов, но ежегодно по весне они вновь украшают улицы города.


Различие в технологии строительства автодорог



автодорога в Канаде
На фото: автодорога в Канаде

В Канаде каждый инженер, работающий над расчетами, несет за них полную ответственность. В ситуации, если неверно спроектирована трасса, и дорога начинает быстро разрушаться, заказчик работ получает через суд компенсацию за ущерб не с предприятия, а с конкретного проектировщика, допустившего в расчетах ошибку.

Если все было рассчитано верно, но при строительстве были использованы материалы низкого качества, тогда ответственность может настичь уже производителя некачественных смесей.

Если же и расчет верен, и смеси хорошие, но трещины через год прошили всю дорогу, то это означает, что подрядчик не соблюдал температурные рамки при укладке смеси. В этой ситуации вина возлагается на подрядчика. Он обязан будет устранить всё недоработки за свой счет.

Когда дорога построена, контроль качества всегда проводится независимой экспертизой, что категорически исключает какой-либо сговор между всеми задействованными в строительстве дороги лицами.

В России растрескивание дороги привычно объясняют плохими климатическими условиями. Но на самом деле беда в другом: существует дефект укладки полотна, его недостаточная плотность, которая уже давно практикуется как норма.

Тот же битум, который используется при заливке дорог, производится из крайне обедненных нефтепродуктов, из которых уже выжали все по максимуму. В результате дороги российской технологии укладки портятся в две раза чаще, чем канадские. И это при том, что технологический процесс и стандарты при укладке дорог во многом у нас совпадают, равно как и сроки.

Асфальтовые заводы в России всегда считались довольно хорошими, но вот возросшая нагрузка на покрытие дорог не учитывалась. Чем выше нагрузка, тем совершеннее должно быть покрытие, а чтобы его выработать, нужно современное оборудование.

Стандарт дорожного строительства в России уже морально устарел. Так, не менялись показатели плотности грунтовой подушки дороги. Почти 80% российских дорог предполагают нагрузку порядка 6 тонн на ось, а современный грузовой транспорт зачастую дает 10-тонную нагрузку.

В Канаде стандарты давно уже подогнали под новые реалии, у нас пока не успели. Хотя при повышении плотности грунтовой укладки лишь на 5% можно увеличить прочность дороги в 2,5 раза и предотвратить ее «пучение». Да и российские дорожные службы не спешат вкладывать средства для модернизации производства, боясь уменьшения прибыли.

Применение современного опыта других стран, их технологий строительства дорог не дает никаких гарантий, что качество укладки и ремонта дорог как-то улучшится, ведь соблюдаться должна вся технологическая цепочка, а не её отдельные звенья.

Еще одной существенной разницей в дорожном строительстве России и Канады являются материалы. Любой некачественный материал, даже обычная щебенка или битум, способствуют быстрому разрушению покрытия.

В Канаде эта проблема решается за счет использования геосеток и геотканей, позволяющих увеличить срок эксплуатации дорог. Геотекстиль используется для покрытия федеральных трасс в девяти случае из десяти, георешетка – в шести из десяти. Использование при строительстве современных высокотехнологичных решений существенно продлевает срок службы дорожного покрытия.

Компании, добросовестно строящие дороги и соблюдающие все нюансы, в России существуют. Однако им существенно вредит система конкурсов и тендеров, а также сращенная с ними система откатов. Добросовестным подрядчикам к заказам просто не пробиться.

Канадцы эту проблему полностью решили. Любая информация о взявших заказы на автодорожное строительство компаниях сразу выкладывается в открытых источниках. К торгам допускаются лишь прошедшие предварительный отбор компании.

На территории России большая часть автодорог была построена в середине прошлого столетия. Даже если предположить, что строительство велось с соблюдением технологического процесса, к настоящему времени ресурс этих дорог фактически исчерпан.

Лишь треть от всех федеральных трасс соответствуют нормативам. По муниципальным и территориальным трассам все гораздо хуже. На официальном уровне прямо говорят, что финансирование ремонта дорог всегда идет не в полном объеме, не дотягивая даже до половины необходимого (46%). До регионов деньги не доходят, распыляясь на различные социальные проекты, способные приносить политические бонусы.

Стратегия транспортного развития РФ дает небольшой шанс, что улучшение финансирования автодорог сможет увеличить количество хороших магистралей до 80 процентов. Однако извечный вопрос, кто будет вовремя латать дыры на них, остается открытым и по сей день.

Различие в финансировании строительства автодорог



строительство автодороги Благовещенск-Свободный
На фото: строительство автодороги Благовещенск-Свободный

В России идет увеличение финансирования работ по дорожному строительству, километраж строящихся трасс возрастает. Правительством Канады на эти цели из бюджета выделяют 18 миллиардов канадских долларов, то есть порядка 515 миллиардов российских рублей.

В России эта сумма всегда была меньше, хотя общий километраж дорог у нас больший. Внутрироссийские воровство и откаты никто не отменял, а расценки дорожников, выставленных за разные технологические этапы и материалы, бывают больше, нежели в Канаде.

Нужно стремиться к тому, чтобы себестоимость одного километра дороги не выдумывалась, а качество строительства соответствовало мировым стандартам.

Для канадцев километр дороги обходится в 83 млн рублей, для россиян– в 41, но у нас в смету не закладывается покупка земли и демонтаж и перенос коммуникаций.

Надо еще помнить и о взаимоувязанности стандартов ширины дороги и качества укладки ее полотна. Между тем, подготовка места для строительства съедает почти половину от всей суммы затрат. Чем гуще территория заселена, тем выше стоимость предварительного этапа подготовки строительства автодороги. Росавтодор называет цифры общих предваряющих строительство затрат в 42% от всей суммы в Москве и области, и аналогично – 10% на такие же работы в районе Кемерово. Выкуп земель и перемещение коммуникаций в Канаде осуществляется на государственном уровне, в России же этим ведает подрядчик.

В результате всех пересчетов километр дорожного полотна в России все же в полтора раза дешевле, нежели в Канаде. Правда, основным фактором «дешевизны» является низкий уровень зарплаты у российских рабочих-дорожников при одинаковой общей стоимости основных этапов строительных работ и материалов.

Основная масса денег в России выделяется на строительство дорог и их ремонт, причем «ремонтная» часть средств выделяется небольшими траншами и не всегда в тот момент, когда в них есть острая необходимость.

В плохих дорогах Российской Федерации виноваты, в первую очередь, службы, отвечающие за ремонт дорог, и владельцы дорог. Нет никакого стимула строить дороги высокого качества, ведь куда проще осваивать новые тендеры и получать средства на латание дыр.

Заключение



В целом же, судя по отзывам самих канадцев, дорожное покрытие в Северной Америке оставляет желать лучшего. Та же самая пыль, стоящая столбом, паромы, гравийное покрытие и вездесущая грязь, с той разницей, что за дорогами следят куда лучше и быстрее восстанавливают их после паводков и стихийных бедствий.

Видео Россия vs Канада:

Теги
0
Интересные статьи:
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вы случайно не робот? *