Автоновости России

Зачем нужна заморозка цен на бензин?

Зачем нужна заморозка цен на бензин?Статья о том, насколько эффективной может быть заморозка цен на бензин: аналитика, текущая ситуация, мнения экспертов. В конце статьи — видео о заморозке цен на топливо.Статья о том, насколько эффективной может быть заморозка цен на бензин: аналитика, текущая ситуация, мнения экспертов. В конце статьи — видео о заморозке цен на топливо.

Зачем нужна заморозка цен на бензин?

Содержание статьи:


Премьер-министр Российской Федерации обязал Министерство энергетики и Федеральную антимонопольную службу подписать соглашение с нефтяными компаниями о стабилизации и заморозке цен на топливо до конца текущего года.

Стоимость литра бензина фиксируется на ценовой шкале мая 2018 года. Рост цен с начала 2019 года допускается только на процент среднегодовой инфляции.

Ситуация на топливном рынке

Ситуация на топливном рынке

Топливный рынок в России постоянно находится в центре внимания: динамика цен на бензин прямо отражается на стоимости перевозок, что влечет почти всегда удорожание продуктов для населения. В апреле 2018 года цену на бензин залихорадило, она неуклонно ползла вверх.

Но если розничный рынок нефтепродуктов отличается предсказуемостью и плавными перепадами цен, не превышающими уровень инфляции, то оптовый рынок удручает: стоимость продаж крупных партий топлива зачастую превышает цены на розничном рынке.


На оптовом рынке бал правят нефтяные компании, манипулирующими объемом произведенной продукции и продажей топлива собственным дочерним компаниям, занимающихся сбытом, что, в свою очередь, влияет на биржевые цены.

Данные, приводимые Международной товарно-сырьевой биржей в Санкт-Петербурге, указывают рост цен для оптовиков по дизтопливу в среднем на 22-25% (в зависимости от сезонности топлива) при росте в этот же временной промежуток для разницы всего на 7,5%.

Такой перекос в формировании цен ведет к убыточности, перемещая прибыль от продажи строго в оптовую сферу, что может послужить причиной ухода с рынка компаний, представляющих мелкий и средний бизнес.

В общем соглашение о заморозке цен сводится к нескольким факторам:

  • производители снижают и удерживают оптовые цены на топливо до майского уровня;
  • производители увеличивают объем топлива на внутреннем российском рынке;
  • производители обязуются отпускать топливо для розницы не дороже 3% относительно уровня прошлого года;
  • нефтяники получают от государства экспортную премию как компенсацию за работу на пространстве нашей страны.


Заморозка цен на бензин позволит:

  • стабилизировать стоимость топлива на внутреннем рынке России и сделать продажу более выгодной, нежели экспорт;
  • допустить в первую очередь до торгов сети АЗС и мелкооптовых потребителей топлива в сельском хозяйстве и промышленности;
  • сохранить мелкий и средний бизнес в сфере продажи топлива;
  • сделать более прозрачными механизмы торгов на бирже для оптовиков, лишая их возможности спекуляции на топливе.


Из чего складывается цена на топливо (примерный расчет на 1 литр):

  • Акциз – 22%;
  • Налог на добычу полезных ископаемых – 23%;
  • Расходы АЗС – 8%;
  • Переработка и транспортировка – 9%;
  • Прибыль оптовых продаж – 9%;
  • Себестоимость добычи нефти – 11%;
  • НДС – 18%.

Почему цену пришлось заморозить

Почему цену пришлось заморозить

Бензин, равно как и нефть, является своего рода «черным золотом», на продаже и перепродаже которого зарабатываются капиталы. Игра трейдеров на бирже приводит к спекулятивным сделкам, каждая партия нефтепродуктов может пройти через множество сделок по перекупке, причем зачастую трейдеры продают с повышением цены партии сами себе через дочерние компании.

Стоимость литра бензина в цепочке «от первого продавца» до реализации на автозаправках возрастает многократно. Страдает в итоге население и компании ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании), то есть те, кто приобретает непосредственно конечный продукт и те, кто его добывает, транспортирует и перерабатывает.


Так, например, представители компании «Роснефть» указывают на практику спекуляций на топливном рынке в ряде регионов Российской Федерации, в частности, в Приморье, Забайкальском крае и Иркутской области.

Например: независимая региональная АЗС приобретает у биржевого трейдера бензин и дизтопливо. Биржевые сделки зачастую строятся так, что информация о них остается закрытой. Подобной «дырой» пользуются перекупщики, чья доля на рынке составляет порядка 80%.

Часто топлива закупается больше, чем требуется по статистике для той или иной автозаправочной сети. Эта часть с большей доли вероятности уходит на дальнейшую перепродажу. Как только подписывается контракт, дальнейшая судьба топлива становится под вопросом. Любой заправщик дальше волен производить с топливом любые манипуляции: разбавлять, купажировать различные топливные классы с одной лишь целью – увеличить маржу.

При этом трейдеры давно уже стали важной частью торгов на бирже. Меры, принимаемые правительством, заявлены как «краткосрочные» и принимаются для уменьшения злоупотреблениями при игре на низкой ликвидности. Каких-либо запретов для тех, кто не нарушает правила торгов, не предусмотрено.


Однако полностью перекладывать ответственность за рост цен на бензин только на оптовых игроков на бирже будет неверно.

Основное внимание на момент заморозки цен на топливо переносится на выявление теневой перепродажной цепочки, ведущей к независимым бизнесменам и АЗС. По общим оценкам, они контролируют примерно 30% розничных продаж бензина.

Федеральная антимонопольная служба бессильна что-либо сделать с ними, ведь среднее звено – не монополисты. Между тем, именно эти «независимые» участники рынка требуют перестать донимать проверками, докучать сертификацией, они крайне недовольны акцизами и хотели бы работать «спокойно»: повышать цены и получать прибыль.

Также независимые АЗС продвигают идею вернуться к продаже снятого с производства бензина АИ-80, ведь для малообеспеченных автомобилистов тогда можно будет продавать низкооктановый бензин с подпольного нефтезавода под прикрытием небольшой партии сертифицированного бензина.

Для сокращения теневого бизнеса на АЗС Федеральная антимонопольная служба и Федеральная налоговая службы будут увеличивать число внезапных проверок независимых АЗС, приобретающих бензин в «серой зоне», особенно если цены на заправках превысят установленный лимит на 4%.

Мнения экспертов о ценах на топливо

Мнения экспертов о ценах на топливо

Глава РТС Е. Аркуша считает, что должны быть созданы равные условия для работы как независимых, так и розничных трейдеров. На недавний момент розничные трейдеры, за плечами которых есть нефтяные компании, позволяют себе работать со значительным дисбалансом, получая прибыль от оптовых продаж и позволяя рознице уйти в минус.

Для корректировки следует: пресечь возможность покупки нефтяниками топлива друг у друга на бирже, поднять минимум продажи бензина до 15% (вместо 10%) и дизтоплива до 10% (вместо 5%), ужесточить контроль за оптовым рынком со стороны ФАС (тем более что подобный контроль за розничным рынком существует и действует).


Директор НК ПАО «НК Роснефть» И.Сечин считает, что проблема отчасти кроется в независимых нефтяных компаниях, составляющих 30% от общего рынка. 70% на нем принадлежит крупным вертикально интегрированным компаниям. При этом именно треть рынка является основополагающей при установлении цены на топливо. Крупные компании не могут установить цену ниже «независимых» АЗС, рискуя попасть под антимонопольный закон. В итоге – цена растет.

Глава партии ЛДПР В.Жириновский одобрил решение правительства по заморозке цены на бензин. Стоимость социально значимых продуктов должна обязательно контролироваться на уровне правительства, а если топлива не будет хватать – то вся страна встанет.


Глава ФАС И.Артемьев подчеркнул, что какой бы привлекательной ни становилась стоимость барреля на внешнем рынке, рынок внутренний должен быть обеспечен полностью.

Научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ А.Гордеев отметил, что внутренний топливный рынок стал выгодным для российских компаний по причине общемировой тенденции снижения цен на нефтепродукты.

Старший консультант VYGON Consulting А.Былкин полагает, что динамика роста цен на топливо могла быть куда выше. При сложившемся положении дел к октябрю 2018 года, если бы не вмешательство правительства, цены выросли бы в скором времени примерно на 10 рублей относительно текущей цены.

1 ноября 2018 года соглашение о заморозке цен на топливо вступило в силу. К середине ноября цена на Санкт-Петербургской бирже на бензин АИ-92 снизилась почти на 2,5%, АИ-95 – почти на 5%, стоимость дизтоплива – на 3%.

Предполагается, что с марта 2019 года будут запущены рыночные механизмы, компенсирующие разницу между ценой топлива на внутреннем рынке России с экспортной составляющей. В данном случае, пусть и краткосрочно, но правительство соблюдает интересы мелких потребителей.

Видео о заморозке цен на топливо:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button