С чем связан рост цен на бензин?
Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.

Содержание статьи:
- Что влияет на топливные цены
- Падение объемов поставок топлива
- Кто виноват и что делать
- Видео о стоимости бензина в США и в России
Автомобилистов предупредили – рост цен на топливо не планируется останавливать, что наглядно продемонстрировали феноменально высокие оптовые показатели на бирже весной 2018 года. И депутаты Госдумы, наконец, нашли причину всех бед – оказывается, в России слишком много автозаправочных станций.
Что влияет на топливные цены

Сразу следует признать, что только в России не одно десятилетие существует настолько парадоксальная ситуация, когда при рекордно низкой стоимости нефтепродуктов бензин дорожает стремительно и неконтролируемо. Из чего же складывается цена на горючее?
Добыча нефти не является процессом особо трудоемким или прибыльным. В этой сфере Россия лидирует достаточно давно и прочно. А вот получение из сырья качественного продукта, в том числе бензина, уже относится к принципиально иному виду деятельности. Поэтому затраты на добычу нефти в конечном продукте составляют не более 4% в сравнении с 13% за выработку горючего на нефтеперерабатывающем заводе. Следовательно, любые колебания, позитивные и негативные, на мировой бирже сырья никоим образом не должны отражаться на цене российского бензина.
Значит, следует винить не внешние, а внутренние факторы, например, существующую налоговую базу. Рассмотрим долю налогов в стоимости бензина в других странах: в Америке – 20%, в Канаде – 32%, в Японии – 41%, а вот в России – все 60%. Акцизы правительство стабильно повышает по 2 раза в год, платить которые обязаны все предприятия и индивидуальные предприниматели, а также прочие лица, занимающиеся организацией перевозки горючего через российский таможенный контроль.
Себестоимость добычи нефти напрямую зависит от размера нашей страны. Если бы месторождения располагались в европейской части, а не в Сибири, то она обходилась бы намного дешевле. Поэтому страшно представить, что будет, когда сибирские недра истощатся, и придется срочно переносить добывающее производство в Арктику.
Далее, надо помнить о налоге на добавленную стоимость, доля которого превышает 18% в каждом литре бензина. Вместе с акцизами и НДС набегает уже около 25 рублей, тогда как, к примеру, в Латинской Америке полный литр бензина стоит всего 20 российских рублей.
Наконец, прибыль оптовых продавцов, составляющая около 9%, которую как раз забирают себе автозаправочные станции.
Падение объемов поставок топлива

Оптовые цены на АИ-95 только за март выросли на 706 рублей за одну тонну и на 541 рубль на АИ-92. Лишь дизель демонстрировал приятную кошельку стабильно низкую стоимость.
Ситуация заинтересовала ФАС, которая уличила сразу четыре нефтяные компании в намеренном снижении объемов поставок бензина на внутренний рынок. Своими действиями они затруднили его покупку участниками рынка и вызвали несоответствие уровня спроса к предложению. Учитывая скорое начало сельскохозяйственного сезона, потребность в дизельном и бензиновом топливе будет высокая, что позволит нефтяным компаниямреализовать достаточные объемы продукта.
Вот только при наличии прямой связи между курсом доллара и экспортом бензинапоставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными для нефтяников. Поэтому если государство не будет тщательно отслеживать и контролировать количество топлива на внутреннем рынке, то может возникнуть настоящий дефицит и, соответственно, мгновенный взлет цен.
Сами нефтеперерабатывающие заводы пытаются оправдать ежегодное весеннее подорожание плановыми работами на своих производствах, а потому вынужденным сокращением объема поставок. Трейдеры же используют такие работы в свою пользу, как это произошло с московским переработчиком «Газпром-нефть», приостановившим работу без уведомления о том Минэнерго. Реакция биржевых участников оказалась мгновенно и посодействовала скачку цен.
Кто виноват и что делать

Евгений Москвичев из Комитета по транспорту и строительству назвал количество заправочных станций чрезмерным при текущем спросе на бензин.Представители независимых АЗС обвинили в скачке цен рост акцизов и стоимости нефти, что в итоге привело к нулевой прибыли от продажи закупленного на бирже топлива.
Причем эксперты заявляют, что это далеко не предел, и стоимость в самое ближайшее время может вырасти еще на 20-50 копеек и даже до 5 рублей уже к лету.
Однако думский комитет почему-то не учитывает эти факторы, а также недавнее нарушение естественного ценообразования перед президентскими выборами. Тогда регуляторы рынка попросили производителей увеличить продажи, тем самым обрушив оптовые цены. Их указание выполнили, что привело к падению индексов на бирже на 12-13%, росту розничных цен и предбанкротному состоянию находящихся в регионах АЗС.
Эксперты же не могут найти связь между расположенными каждые 3-4 километра заправками и ростом цен на бензин. Российский нефтегазовый комплекс располагается в 11 часовых поясах, требует постоянного поддержания работоспособности и вложения средств. Он уникален по своему размеру и географическому положению, а потому оправдывает требуемые на себя средства.
Кроме того, даже при относительной стабилизации цен на ресурсы у страны имеются большие внутренние долги за газопотребление. С учетом новых стратегий и проектов Газпрома опять таки требуются большие капиталовложения, которые откуда-то следует брать. Почему бы не у автовладельцев? Раз размер транспортного налога недостаточно велик, значит, следует воздействовать на топливные цены.
Кроме того, акцизы являются важной составляющей дорожных фондов регионального и федерального уровней. А так как Минфин сейчас старается активно стимулировать развитие инфраструктуры регионов, все вырученные средства напрямую отправятся на строительство дорог В Калининграде, Крыму и на Дальнем Востоке.
Возможно ли урегулировать колебания бензинового рынка в России? Совет по товарным рынкам предлагает вполовину от общего объема внутреннего потребления повысить норму реализации горючего на бирже и остановить рост акцизов. Однако в контексте последнего фактора аналитики признают данное развитие событий фантастическим. Правительство никогда не решится на снижение акцизов, разве что перенесет их с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции.
Специалисты СПТР уверены, что только стабилизация ценообразования сможет решить проблемы и не допустить банкротства частных заправок, которых в стране насчитывается 63%.
Полную беспомощность показывает Антимонопольная служба, которая беспрестанно последние месяцы выносит предупреждения, однако никого не наказывает и не приносит результата. Нужно жесткое регулирование норм реализации топлива на бирже, пересмотр системы налогообложения с целью освободить автовладельцев от большого фискального, а также создание правил и контроля на мелкооптовом рынке.
Пересмотр налогов окажется полезным еще и тем, что поможет в борьбе с фальсификатом. Как показывают проверки Федерации автовладельцев, за противоправными действиями замечены именно небольшие частные заправочные станции, которые вынуждены терпеть убытки, а потому идти на разбавление топлива или закупку более дешевого некачественного продукта.
Потребительские топливные цены в России более чем в два раза, по данным Росстата, превышают отпускные расценки производителей. ФАС и Центробанк предупреждают, что налоговая нагрузка не только не спадет, но и на протяжении 2018 года еще вырастет при самых оптимистичных прогнозах минимум на 3-4 рубля.