Должны ли ТЦ строить съезды на федеральные дороги?
Статья-рассуждение о том, есть ли необходимость в строительстве для ТЦ съездов на федеральные трассы. В конце статьи — видео о самых необычных торговых центрах мира.Статья-рассуждение о том, есть ли необходимость в строительстве для ТЦ съездов на федеральные трассы. В конце статьи — видео о самых необычных торговых центрах мира.
Содержание статьи:
- Торговые центры — виновники пробок
- На какую сумму разорят торговые центры
- Новая Кольцевая
- Видео о самых необычных торговых центрах мира
Владельцы крупных торговых центров практично располагают свои объекты вблизи популярных трасс, чтобы повысить их посещаемость, доступность, а, соответственно, и прибыль. Вот только выгода для коммерции оборачивается проблемами для автомобилистов и дорожных служб.
Около подобных центров образуются большие пробки, приобретающие катастрофический масштаб в выходные и праздничные дни, а из-за отсутствия должных образом обустроенных выездов еще и возрастает аварийность. Поэтому Госдума окончательно утвердила законопроект, обязывающий стационарные торговые центры, находящиеся в непосредственной близости от федеральных трасс, чья площадь превышает 10 000 м.кв., строить автомобильные съезды и выезды и обустраивать парковочную территорию.
Торговые центры – виновники пробок
Нововведения в закон об автомобильных дорогах заставят владельцев торговых центров за свой счет строить и содержать грамотно спланированные подъездные пути к своим объектам, включая разгонные полосы, светофоры, а также вместительные парковки. Таким образом чиновники рассчитывают не только избавиться от заторов перед популярными гипермаркетами, но и сэкономить несколько казенных миллиардов на дорожных работах.
Еще в 2016 году московские власти проинспектировали десятки торговых, садовых и развлекательных центров, автосалоны и гостиничные комплексы, после чего составили список автомобильных съездов, которые предполагали закрыть за отсутствие разгонных полос и общее неграмотное строительство. Таковыми стали километры МКАД с 14 по 18, с 65 по 68 и с 74 по 78, где регулярно образуются глобальные пробки, перекрывая путь основному потоку транспорта.
Как правило, типичный гипермаркет имеет порядка 200-250 парковочных мест, что не так уж и мало. Однако чтобы найти свободное место и осуществить маневр для парковки, автовладельцу требуется определенное время, в течение которого и успевает образоваться затор. Власти поясняют, что данная ситуация связана с тем, что владельцы торговых центров попросту не обладают достаточными знаниями и квалификацией, чтобы спрогнозировать подобное положение вещей и устроить рациональную систему движения транспорта.На данный момент только вдоль МКАДа расположено почти 300 съездов к торговым центрам, многие из которых имеют проблемные места. Когда к участку дороги длинной в 3-4 километра под прямым углом присоединяют съезды без разгонных полос, это приводит к повышенной аварийности. Именно такие съезды столичные власти по итогам решения комиссии по организации дорожного движения закрывают. Небольшим торговым объектам, например, садовому центру «Ясенево», удалось доказать, что в силу малой территории и невысокого потока посетителей у них никогда не образуются заторы.
Хуже обстоит ситуация с ТЦ «Вегас» неподалеку от Каширского шоссе. Хотя вблизи него имеется трехполосное расширение, с внутренней части МКАД подъехать к гипермаркету невозможно. Поэтому транспорту приходится доезжать до ближайшей развязки, которая и без того перегружена. И пока решить проблему нет возможности, так как рядом расположен природный заповедник и железная дорога.
Кроме того, законопроект и региональным, и местным властям предоставит полномочия применять дорожные нормы для стационарных гипермаркетов на своих территориях. Это будет касаться не только присоединения к федеральным трассам, но и дорогам местного, муниципального и регионального значения.
На какую сумму «разорят» торговые центры
Сейчас руководство гипермаркетов принялось анализировать, во что им обойдется правительственное нововведение. Представители «Ленты» уже облегченно констатировали, что ни один торговый объект компании не подходит под действие норм, так как не занимает 10 000 кв.м.
Другой крупный ритейлер, анонимно выразивший свое мнение, считает, что законопроект ощутимо повысит затраты на открытие каждого торгового центра. Сейчас в контексте собственных торговых точек он говорит, что к некоторым самостоятельно и за собственные средства организует подъезды транспорта, к другим – при помощи местных властей, а с третьими – помогает государство. Если же обязанности по строительству дорог полностью лягут на торговцев, то всего один километр однополосной дороги будет стоить 45 млн.рублей. Если же говорить о направленных съездах с эстакадами, позволяющими плавно уходить с трассы, не снижая скорость, то их цена может достигать миллиарда рублей.
Владельцам ТЦ придется согласовывать с властями проект дорожной инфраструктуры, спланированной с учетом текущих нормативов, и получать его одобрение. Процедура согласования является не бесплатной и оценивается, исходя из правительственных распоряжений. Те же организации, которые осуществят «присоединение» к дороге без получения официального согласования, будут оштрафованы за так называемый «самострой».
На сегодняшний день из 215 «коммерческих» примыканий к МКАД законными, со всей необходимой документацией, введением в эксплуатацию и правами на собственность, являются лишь 4. Остальные же владельцы всего лишь согласовали строительство с ГИБДД, что с точки зрения закона не правомочно. Но власти не намерены подавать в суд на торговые корпорации и тратить время и средства на длительные тяжбы. Их задача — разработать проект мер, чтобы привести в порядок дороги.
В настоящее время строгие требования уже действуют на объекты дорожного сервиса – автозаправки, гостиницы. Однако руководитель Института экономики транспорта Блинкин Михаил Яковлевич считает, что фактически и к торговым объектам предъявляют не менее жесткие требования, заставляя оплачивать из собственного кошелька и разгонные полосы, и дороги-дублеры до ближайшего примыкания к трассе. Причем согласно нормативам, к дорогам высшей категории можно присоединяться не более одного раза на каждые 5 км, а «примитивное» врезание под прямым углом в трассу уже давно никто не согласовывает.
Новая Кольцевая
До конца 2017 года московские власти обещают закончить разработку методики расчета присоединений к МКАД крупных объектов: гипермаркетов, автосалонов, автозаправок и прочих компаний. Каким будет их допустимое число, предварительный план развития прилегающих территорий, размер которых составляет около 14 000 га, также будет представлен в текущем году. При этом ожидается, что собственники коммерческих объектов будут полноправно принимать участие в глобальном переустройстве МКАД, на которое планируется выделить 100 млрд.рублей.
Принцип расчетов будет учитывать разнообразные факторы: автомобильный поток, подъезжающий к каждому конкретному объекту, площадь, назначение и специфику объекта. То есть, если речь идет о большом торгово-развлекательном центре, владельцам следует готовиться к тому, что количество приезжающих автомобилей существенно увеличит трафик дороги, а потому потребует очень продуманных развязок и съездов.
Михаил Блинкин уверен, что в любом случае большие магистрали должны иметь строго ограниченное количество съездов на дублирующие дороги, иначе по-прежнему будут собираться заторы даже после проведения реконструкции. Он приводит в пример зарубежную практику, где присоединения к федеральным трассам допустимы только каждые 20-30 километров, тогда как в России – каждые 5. Кроме того, нигде ни в Европе, ни в Америке не производится прямой «врезки» в транспортную магистраль, а исключительно путем эстакад, дорог-дублеров и переходно-скоростных полос.
В рамках обеспечения свободного проезда по трассам город выходит на открытый диалог с владельцами крупных объектов. Владельцы вправе сами выбрать варианты сотрудничества:
- инвестор может перечислить денежные средства в московский дорожный фонд и департамент строительства возьмет на себя устройство съезда;
- собственник самостоятельно разрабатывает проект, одобряет его у властей, получает в собственность участок земли, выбирает подрядчика. Но весь строительный процесс все равно будет проходить под надзором города.
Если же владельцы торговых центров не захотят сотрудничать с городом, то перед их объектами будут устанавливать ограждающие конструкции или блоки. Однако уже сейчас более двух десятков собственников начали активное взаимодействие с департаментом строительства, уже продумали и увидели будущие проекты своих дорожных развязок. Это говорит о том, что нововведения будут приняты благосклонно, а количество категоричных противников сведется к минимуму.