Автоновости России

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10Статья об очень интересных моделях советских автомобилей, которые по разным причинам не пошли в производство. В конце статьи — видео о неизвестных автомобилях СССР.Статья об очень интересных моделях советских автомобилей, которые по разным причинам не пошли в производство. В конце статьи — видео о неизвестных автомобилях СССР.

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10

Содержание статьи:


Российский автопром практически не фигурирует в каких-либо рейтингах, даже если они имеют приставку «анти». Складывается впечатление, что либо его вообще не существует, либо его отсталость такова, что не достойна обсуждения.

Редкие авантюристы пытаются переломить ход событий, как, например, создатели «Маруси» или «Ё-мобиля». В первом случае Николаю Фоменко не хватило финансирования и опыта, во втором – Михаил Прохоров лишь использовал гениальную идею для яркой предвыборной кампании.

Сейчас уже не верится, что когда-то именно наши разработки брали на вооружение даже немецкие автопроизводители, а проекты некоторых машин могли бы стать одними из самых выдающихся в мире.

10. ЛуАЗ «Прото» (НАМИ)

Легендарная научная лаборатория по развитию автомобилестроения из Ленинграда в 1988 году получило непростое задание – разработку серийного советского джипа для нужд Минавтосельхозмаша. Автомобиль планировалось выпускать на Луцком заводе, чьи конструкторы параллельно с ленинградскими специалистами работали над своим видением будущего проекта.

Хотя обе команды получили одинаковое техническое задание, итог был диаметрально противоположен. Основными задачами будущей машины были следующие:

  • быть экономичной по расходу топлива;
  • иметь небольшую массу и максимальный КПД трансмиссии;
  • обеспечить должный комфорт;
  • обладать просторным салоном;
  • быть проходимым, надежным и ремонтопригодным.


Для конструкции кузова инженеры выбрали стальной штампованный каркас, который принимал на себя всю нагрузку, и пластмассу для наружных съемных панелей. Такое решение стало весьма практичным с точки зрения устойчивости к коррозии и механическим повреждениям. Пластмассовые элементы можно было красить отдельно от остального кузова, что обеспечивало чистоту штампованных деталей и меньшие требования к термостойкости пластмассы.

В техническом задании заказчика было прописано условие оснащения автомобиля двигателем МеМЗ—245 от популярной «Таврии». Однако в контексте внедорожника его мощность стала бы недостаточной, поэтому в качестве замены рассматривался двигатель от ВАЗ—2108.

Салон вмещал четырех пассажиров, а, благодаря возможности передвинуть спинки задних сидений на 10 сантиметров задний диван становился вполне комфортным и для троих человек. Более того, салон легко трансформировался в полноценное спальное место или же…в грузовую площадку в результате откидывания заднего борта.

Разработка вполне могла бы пойти в серийное производство благодаря своей современности и проходимости. Однако московские власти не оценили модель и не дали ход ее выпуску.

9. «Компакт» 0288 (НАМИ)

Этот образец в отличие от предыдущего даже успел повидать мир, показав себя на Токийском автосалоне 1989 года. Он сочетал в себе ряд уникальных для своей эпохи качеств:

  • новейший бортовой компьютер, руководивший подвеской;
  • компактность при внутреннем просторе;
  • экологичность.


Его конструкция также была стальной с навесными пластиковыми элементами, что снизило вес кузова всего до 65 кг. Силовой агрегат был взят от той же «Таврии», но модернизирован для меньшего загрязнения воздуха. Он мог работать на водороде и бензине, а потреблял всего 5,4 литра за сотню километров.

Отличительной особенностью модели являлась независимая пневмоподвеска «Мак-Ферсон» на передних колёсах, которая в тандеме с алюминиевым направляющим аппаратом давала возможность изменять дорожный просвет от 140 до 200 мм.

Жюри Токийского автосалона высоко оценило обширный 5-местный салон при компактных габаритах самого автомобиля и аэродинамику, что позволило модели попасть в пятерку лучших концепт-каров.


Если бы «Компакт» отправили в серийное производство, он мог бы серьезно поконкурировать с Daewoo Matiz, однако автомобиль так и остался в одиночном экземпляре.

8. «Охта» (НАМИ)

Еще один единственный в мире образец творчества ленинградского института, который пытался преодолеть отставание от других стран и разработать высокотехничную, современную модель.

По техническому заданию, новую машину планировалось собрать из деталей серийного ВАЗ-21083, который тогда считался самой передовой моделью с отработанным до автоматизма процессом производства. Он должен был вмещать большое число пассажиров, габаритами не превосходить «Жигули» и иметь хорошую аэродинамику. Сейчас всеми этими качествами наделен любой минивен или кроссовер, которые еще и впечатляют своими динамическими характеристиками.

Но в 87-м году умы НАМИ создали настоящее чудо – машина выглядела весьма футуристично благодаря обтекаемому, максимально застекленному кузову, а на определенной скорости из-под бампера выдвигался спойлер для повышения аэродинамических свойств.

Особенно удивлял салон-трансформер, рассчитанный на 7 человек: передние кресла можно было повернуть на 180 градусов, средний ряд сложить в виде столика и получить таким путем своеобразное купе. Если же требовалось перевезти груз, то складывался второй и третий ряд сидений, и машина превращалась в фургон.

Возвращаясь с фурором после Женевского автосалона, он был задержан на советской таможне за неуплату пошлины. К законным владельцам машина вернулась в чудовищном состоянии — разработчики не стали восстанавливать перспективный автомобиль, и память об Охре растворилась в давней истории.

7. ЗИЛ-4102

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10

Этот автомобиль заказал действующий на тот момент президент Михаил Горбачев, чтобы заменить им уже не модный ЗИЛ-41041. Для разработки машины представительского класса был изучен американский опыт строительства лимузинов, вместительных седанов типа Volvo, а также приобретен и разобран на запчасти Rolls-Royce.

Проект получил более демократичный облик в отличие от строгого предшественника, а заодно несущий кузов и стеклопластиковые панели. Хотя лимузин получился на 0,5 м длиннее Волги, за счет облегченного кузова его вес составил на 0,5 т меньше ЗИЛа. Новинка обзавелась 7,6-литровым 315-сильным невероятно прожорливым мотором, который требовал до 21 литра бензина по трассе.

С конвейера спустили два образца – белого и черного цвета, в шутку названные именами президента и его супруги. Огромный салон отделали натуральным деревом и кожей белого цвета и украсили коврами, а техническая начинка состояла из акустической системы с проигрывателем на 10 дисков, электропривода на всех окнах, бортового компьютера и речевого синтезатора.

К сожалению, оба образца совершенно не впечатлили Горбачева, и он остановил процесс производства.

6. Москвич-2139 «Арбат»

Еще один советский минивен, которым директор АЗЛК планировал заменить Москвич-2140. Аналогично предыдущим участникам рейтинга, он имел стальной каркас с пластмассовыми панелями. Остальная задумка в основном повторяла Охту: передние кресла поворачивались во все стороны, второй ряд трансформировался в обеденный стол, даже салонные подушки регулировались по длине.

Для сборки опытного образца полностью использовались агрегаты и детали от Москвича–2141, кроме собственного 95-сильного 1,8-литрового двигателя. Уникальным отличием было внутреннее оснащение автомобиля: бортовой компьютер, кондиционер, аудиосистема, электронная приборная панель, даже мультируль. То есть, простой советский Москвич получил всю атрибутику современной иномарки.

Машина получила несколько наград на выставке на ВДНХ, но в серийное производство так и не пошла. Вмешались обстоятельства сугубо объективные – развал Союза, политические волнения и экономический кризис. АЗЛК необходимо было просто выжить, а не реализовывать новаторские идеи.

5. Москвич-2143 «Яуза»

К концу 80-х годов вся линейка моделей АЗЛК уже стала устаревшей, и пора было подумать над новыми идеями. При разработке концепции конструктора обратились к стилю биодизайна, повторяющему природные формы. Это округлые, плавные линии, без резких переходов, клиновидный кузов, травмобезопасный руль. Его окна получились слишком низко расположенными, поэтому над ними разместили дополнительный ряд, который выполнял чисто декоративные функции.

Салон не отличался какими-то уникальными элементами, имел штатную аудиосистему, стеклоподъемники на электроприводе, советский бортовой компьютер. В сердце автомобиля находился 95-сильный 1,8-литровый двигатель, который в дальнейшем планировалось довести до полноприводного варианта.

Однако в процессе тестирования было обнаружено множество недоработок, в том числе и нефункциональные окна, поэтому проект был признан неперспективным и не получил развития.

4. Москвич-2144 «Истра»

Еще один нереализованный проект завода АЗЛК времен конца 80-х годов. Истру можно назвать автомобилем будущего, так как она получила несколько уникальных решений. К ним можно отнести не имевший центральной стойки кузов из дюраля – сочетания алюминия и меди, и единственную широкую дверь, которая открывалась вверх и позволяла сесть на оба ряда сидений.

Модель разрабатывалась в рамках правительственной программы «Автомобиль 2000 года», поэтому предполагала работающий на рапсовом масле дизельный двигатель и прибор ночного видения, который транслировал показания прямо на лобовое стекло.


В ряде новшеств присутствовала система ABS, климат-контроль, 2 подушки безопасности, регулируемая электроникой пневмоподвеска и система самодиагностики. Вот только боковые окна были наглухо зафиксированы, так как конструкторы считали, что они не нужны при наличии системы кондиционирования.

Работа над фантастическим, но интересным концептом точно так же, как и в случае его собратьев, была прекращена после изменений в стране.

3. ВАЗ-2702 «Пони»

Если советскому гражданину требовалось перевезти небольшой груз в личных целях или сотруднику выставки переместить экспонат в другой павильон, приходилось нанимать грузовую машину типа ЗИЛ-130 или ГАЗ-53. Это требовало определенных расходов, большого количества топлива, а вдобавок портило экологичную обстановку.

Тогда и родился проект компактного электрического перевозчика малой грузоподъемности. Благодаря алюминиевому кузову грузовичок получился легким и маневренным, поэтому его можно было использовать в курортных зонах, для почтовых перевозок, для медицинских целей и торговли.

«Пони» вполне мог бы стать первым советским электромобилем, если бы не слабая прочность конструкции, которая делала его абсолютно нефункциональным.

2. ЗИЛ-118 «Юность»

Незаслуженно забыт этот великолепный автобус, имевший шасси от лимузина. На нем перемещалось руководство КПСС, сотрудники телевидения и КГБ. Под капотом он имел 200-сильный мотор от ЗИЛ-130, который обеспечивал плавный и динамичный ход.

Дизайнеры были вдохновлены американским автопромом, поэтому в автобусе можно увидеть черты Chevrolet. Панорамные окна, 2-метровый люк, отличная шумоизоляция делали его крайне уникальным по уровню комфортабельности, хотя по конструкции он ничем не отличался от аналогов.

Автобус собрал массу международный наград, удостоился восхищения Хрущева, заинтересовал собой компанию Ford и был выпущен тиражом в 93 экземпляра.

1. МАЗ-2000 «Перестройка»

Дебют грузовика на Парижском автосалоне был грандиозным и шумным за счет его перспективности, ведь инженеры Минского автозавода создали дальнобойщик будущего.

Тягач состоял из двух частей – кабины и, собственно, тягача. В кабине с высокой крышей имелось огромное панорамное окно, кондиционер, телевизор, холодильник, электрическая плитка, аудиосистема с радио, столик и даже камера заднего вида. Для 80-х годов это уже было технологиями будущего.

Грузовик оснастили 6-цилиндровым 290-сильным дизельным двигателем MAN, который вкупе с улучшенной аэродинамикой разгонял грузовик до 120 км/ч. Все колеса имели независимую подвеску на пневмобаллонах, а тормоза — с ABS.

Инженеры уже даже продумали проект объединения нескольких прицепов в единый ряд, чтобы образовать автопоезд грузоподъемностью до 80 тонн. Но опять повлиял распад СССР, а все чертежи и наработки проданы западным автопроизводителям.

Охватывает искренняя гордость за советских конструкторов и инженеров, чьи таланты, фантазия и возможности были абсолютно безграничными. И от осознания этого факта особенно обидно и больно, что эпоха перестройки разрушила не только великую державу, но и технологичные, оригинальные и перспективные разработки, которых более не видела российская автомобильная промышленность.

Видео о неизвестных автомобилях СССР:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button