8 интересных ламповых автобусов СССР, ставших легендами
Основные особенности и наиболее интересные технические характеристики советских ламповых автобусов. Видео про городские автобусы в СССР.
Давно миновала эпоха СССР, но для кого-то с той поры остались теплые воспоминания, связанные с детством, а кто-то с интересом изучает тот период времени. Маленькие и уютные автобусы перевозили людей, грохоча и дребезжа, но исправно делая свое дело. Впрочем, старенькими и дребезжащими они стали уже в конце советского периода, а когда они только выходили с конвейеров отечественных автозаводов на дороги, это были новейшие и технически оснащенные транспортные средства.
Давайте вспомним эти ламповые автобусы, которые можно по праву считать легендами отечественного автобусного автомобилестроения.
1. ЛАЗ-695Б
Этот автобус был разработан конструкторским бюро Львовского автозавода в 1958 году. Модификация под литерой Б получила кузов с усилением, в ней была усовершенствованная тормозная система, двери оснащались пневматическим приводом, который заменил механику.
Пассажирский автобус находился в производстве по 1964 год, всего за время его выпуска было собрано 16 718 единиц. ЛАЗ-695 разработан с расчетом на перевозку 55 пассажиров в общей сложности. Только 32 человека из них ехали, сидя на пассажирских сиденьях.
Высокопольный автобус повсеместно применялся в республиках Союза, на его базе был разработан туристический автобус ЛАЗ-697 «Турист».
2. ГЗА-651
Небольшой по размеру автобус разработан силами инженеров Горьковского автозавода в 1952 году, а спустя пять лет, в 1957, в его конструкцию включен каркасный кузов из металла. По дорогам Советского союза ГЗА-651 колесил еще долго, выпускать его прекратили в 1961 году.
Всего горьковскими автомобилестроителями было выпущено 34 474 этих автобусов малой вместительности. Машины ГЗА-651 были рассчитаны на 25 пассажиров, 20 из которых имели возможность с комфортом разместиться на местах для сидения.
3. ЛАЗ-699Р
Именно этот автобус был предназначен для выполнения междугородних рейсов, хотя СССР производил незначительное количество транспорта с таким назначением. Модель ЛАЗ-699Р запустили в производство в 1979 году, а уже в 1981-м ее заменили более современной и усовершенствованной конструктивно.
Однако производить 699Р продолжали и далее, уже после прекращения существования СССР – вплоть до 2004, в общей сложности выпустив 35 256 автомашин для междугородних перевозок.
Салон автобуса для длительных поездок вмещал 41 пассажира. Размеры туристического автобуса ЛАЗ-699 под названием «Карпаты» были внушительные – в длину он имел 10 метров. К разработке приступили еще в 1960 году, оснастив крейсерский автобус 7-литровым мотором мощностью 180 л. с. и коробкой с механической передачей. Добавили технические усовершенствования в виде пневматической подвески, тормозов с усилителем, переднюю и заднюю оси оснастили раздельными контурами – все для надежности большого междугородного пассажирского автобуса.
4. ПАЗ-652
Малогабаритный городской автобус разработали в 1955 году, продолжая модифицировать первоначальный вариант и далее. Всего ПАЗ-652 просуществовал до 1968 года. Малютка мог вместить всего 22 человека в качестве пассажиров для размещения на посадочных местах, однако способен оказался на большее – в его салон могли зайти до 42 пассажиров. Всего заводом произведено 44 200 машин ПАЗ-652, включая все его модификации.
5. ПАЗ-672
Автобус сконструировали, используя платформу грузового автомобиля ГАЗ-53, и уже в 1969 году приступили к выпуску ПАЗ-672. Полноприводный автобус с 4,2-литровым двигателем в 115 л.с. разрабатывали специально для работы в сельской местности и в условиях не заасфальтированных дорог, но в конечном итоге ПАЗ-672 ездил и между селами, и по городским маршрутам.
Перевозить на сидячих местах он мог 23 пассажиров, но способен был при необходимости вместить до 45 человек. Механическая коробка и рессорная подвеска не обещали ничего сверхъестественного, но зато водителей ПАЗ-672 радовал приемлемым расходом топлива – всего 20 л на 100 км.
Пассажирам же ПАЗ-672 пришелся по вкусу благодаря тому, что в салоне было тепло – рядом с водителем размещался двигатель, от которого прогревался салон. Производство было остановлено в 1989 году, и за время своего выпуска в СССР насчитывалось около 300 000 экземпляров ПАЗ-672. Автобусы и поныне могут ездить в тех местах, где еще сохранились эти старые надежные машины.
6. ЛАЗ-695М
В Советском Союзе это был очень популярный автобус, который начинает свою историю с 1969 года. ЛАЗ-695М был разработан на базе своего предшественника, получив от разработчиков двигатель улучшенной конструкции и усовершенствованный мост, который поставлялся венгерскими разработчиками.
Также ЛАЗ-695 модификации М имел тормоза с раздельным приводом и широкие удобные окна. За время выпуска этой модели с конвейера автозавода сошло 52 077 экземпляров ЛАЗ-695М. В него могли помещаться до 66 человек, салон оборудовался 33 местами для посадки пассажиров.
7. ЗИЛ-158
Это транспортное средство запустили в нашей стране в серийное производство в 1959 году, а закончил он свой жизненный цикл в 1970 году. За это время ЗИЛ-158 претерпел различные модификации.
Наиболее популярной моделью стал ЗИЛ-158В, где впервые в СССР конструкторы установили в автобус синхронизированную коробку передач. Удачная конструкция стала причиной того, что всего за годы выпуска из заводских цехов на советские дороги выехали 62 290 единиц ЗИЛ-158.
8. ЛиАЗ-677
Прославленный и очень распространенный в СССР автобус модели ЛиАЗ-677 можно отнести к наиболее популярным ламповым моделям пассажирского транспорта. Впервые ЛиАЗ-677 увидел свет в 1961 году, а выпускался он вплоть до 1991-го. В ходе производства машина получила несколько модификаций. В результате ЛиАЗ оказался, наверное, самым массовым автобусом в Советском Союзе. В общей сложности завод произвел 194 197 этой модели пассажирских автобусов.
Пассажиры любили ЛиАЗ за то, что он оказался поистине безразмерным: 25 посадочных пассажирских мест легко превращались в часы пик в 80, а то и в 100 – такое количество людей автобус мог вместить при необходимости.
Он отличался большой прожорливостью топлива и мог сжигать до 50 л на 100 км пробега. Мотор не только много ел бензина, но и издавал при движении определенный звук, который пассажиры окрестили «бульканьем». Инновационная подвеска с пневмобаллонами и коробка «автомат», первая в Союзе на автобусе, сделали ЛиАЗ-677 настоящей легендой СССР.
Заключение
Старенькие «ламповые» автобусы честно служили до последнего, перевозя людей в городах и по проселкам сельской местности. У многих они вызывают ностальгические настроения, которые связаны с советским прошлым. Мы уверены, что и сейчас найдется немало людей, которые не отказались бы совершить поездку на таком «старичке»!
Видео про городские автобусы в СССР: