Автоновости России

Как российский авторынок стал четвертым в Европе

Как российский авторынок стал четвертым в ЕвропеСтатья о том, как и почему авторынок России стал четвертым в Европе. Что способствовало подъему отечественного автомобильного рынка. В конце статьи — видео о сравнении цен на машины в России и в США.Статья о том, как и почему авторынок России стал четвертым в Европе. Что способствовало подъему отечественного автомобильного рынка. В конце статьи — видео о сравнении цен на машины в России и в США.

Как российский авторынок стал четвертым в Европе

Содержание статьи:


Итоги февраля очень удивили экспертов, аналитиков и просто автолюбителей – отечественный авторынок занял 4-е место в европейском рейтинге, опередив Испанию и Англию. Призовые места достались Германии, Италии и Франции, причем итальянский результат в 183,7 тыс. проданных автомобилей стал лучшим их февральским показателем за последние 7 лет.

Немного статистики

Очень трудный для всей экономики 2016 год больно ударил и по российскому авторынку — объем продаж упал на 13%. Из общей цифры в 1,2 млн. единиц иномарки составили 1 млн., хотя более 700 тыс.из них изготовлены в России. Импортировано в страну было более 200 тыс. новых автомобилей и 17 тыс. – подержанных, которых стало почти в 2 раза больше, чем в 2015 году.

Ассоциация Российских автомобильных дилеров подсчитала объем отложенного спроса, составившего 622 тыс. моделей, из которых 266 тыс. потерянного. Уже существует сформированный отложенный спрос на 2017 год в размере 1,5 млн. единиц. Неуклонно растет рынок подержанных автомобилей – на 5% в 2016 году, и ожидается на 10% на 2017 год.

Намного драматичнее была прошлогодняя товарно-маркетинговая ситуация, когда иностранные автопроизводители максимально сократили модельный ряд, поставляя в Россию только наиболее популярные машины. Не пострадал только топовый сегмент – Jaguar даже представил новую модель, активно пошедшую в народ.

«Бюджетники» Hyundai и Kia хотя и продолжали царить над соперниками, тоже немного, но сдали позиции. Зато для отечественной Lada наступил звездный час – 4-е место по продажам благодаря Vesta и XRAY.


Поредело семейство минивэнов и компактных машин как в части ассортимента, так и объема продаж. Здесь также весьма удачно затесался родной автопром в лице Lada Largus, дополненной коммерческим экземпляром F90.

От беды к беде

За пару последних лет количество российских автодилеров сократилось на тысячу единиц, а из оставшейся доли многие работали в долг. И сейчас не все из них избавились от своих кредитных портфелей, которые практически нереально обслуживать при данной рыночной экономике. Поэтому слабые организации быстро сдаются и уходят с автомобильного рынка, а сильные упрочивают свои позиции.

Часть мелких фирм предпочла банкротству слияние с крупными автодилерами, передавая им часть своих активов, а взамен получая ребрендинг.

Если бы не государственная поддержка, предлагающая выгодные кредиты, лизинг и прочие бонусы, рынок и вовсе мог бы рухнуть. Именно те бренды, на которые распространялись программы стимулирования спроса, особенно льготное кредитование, показали наилучшие результаты года. Они позволили большему количеству населения разного уровня и достатка обзавестись новым автомобилем.

Если подобные поддерживающие программы продолжат работать и в 2017 году, вступят в действие обещанные «Первый автомобиль», «Многодетная семья» и «Фермер», то продажи станут выше и стабильнее.

Когда все резервы 2016 года были исчерпаны, началось медленное, неуверенное, но восстановление авторынка. Причем пошло оно с неожиданной стороны – грузового сегмента. На продажи тяжелого транспорта сильно повлияло внедрение программы «Платон», когда грузоперевозки перестали себя окупать. Но либо дальнобойщики не готовы отказаться от свободной жизни, либо научились обманывать систему, а все же сегмент активно начал набирать обороты.

Поблагодарить следует и бурное строительство, требующее новой, качественной техники. Например, транспортные компании иным взглядом посмотрели на достоинства магистрального тягача «КамАЗ», спрос на который никогда не был таким интенсивным с самого момента его выхода в свет в 2014 году.

Как российский авторынок стал четвертым в Европе

Безусловно, чрезмерно радоваться не стоит, компании могут обновить автопарк и снова обрушить грузовой авторынок. Пока же цены на российский тяжелый автопром приятно радуют по сравнению с импортными аналогами.

Важно то, что все участники рынка смирились с текущим экономическим положением, с реалиями и заново научились в них жить. Дилеры кардинально поменяли свой подход к бизнесу, сосредоточившись не на быстром получении прибыли, а в нахождении персонального подхода к каждому конкретному покупателю. Возможно, в данный момент они минимально зарабатывают на заключенных сделках, зато они выстраивают качественные долгосрочные отношения с клиентом, предоставляя дополнительные услуги и гарантируя дальнейшее обслуживание его автомобиля.

Заботящиеся о своем будущем автодилеры стараются тщательно разрабатывать это направление – постгарантийное и сервисное обслуживание, в том числе и машин с пробегом, установка дополнительного оборудования, разнообразные финансовые услуги.

Изменилось и поведение потребителя. Если буквально пару лет назад в любом автосалоне можно было увидеть множество посетителей, прогуливающихся, осматривающихся, пробующих различные модели, то сейчас они пугающе пусты.

Покупатели стараются осуществлять мониторинг цен путем интернета то ли в попытках сэкономить время, то ли чтобы не поддаться на сладкие речи продавцов.


Проанализировав новую ситуацию, автосалоны также расширили свою интернет-деятельность: обновили сайты, добавили онлайн-консультантов, функцию быстрого оформления кредита и даже онлайн-продажи. Например, стремительно и резко Renault презентовал свой Kaptur в онлайн-режиме с возможностью брони и даже предоплаты автомобиля через функционал сайта. Совсем недавно подобные эскапады позволяли себе только самые могущественные автопроизводители, да и те вызывали недоверие своим поступком.

Таким образом, негативная обстановка привела к позитивным результатам – рынок стал более цивилизованным, современным, простым и прозрачным в части взаимодействия продавца с покупателем. Это коснулось и тех клиентов, которые предпочитают приобретать машины с пробегом. Для их удобства расширили специальные базы данных на автомобили, по которым можно проверить всю историю любого транспорта средства и удостовериться в чистоте его родословной.

Эксперты прогнозируют увеличение числа официальных дилеров, специализирующихся на продажах автомобилей с пробегом. В прошлом году прослеживалась борьба серьезных компаний и неофициальных, где перевес зачастую был за последними. В 2017 году ситуация должна измениться под влиянием новых рыночных веяний и возрастающих запросов потребителей. А государство со своей стороны обещает регулировать и пресекать незаконные аукционы по продаже автомобилей.

Прогнозы

Мало кто из аналитиков осмеливается давать прогноз по дальнейшему развитию автомобильного рынка в России. Положение в экономике еще слишком не стабильно, и если и ожидать улучшения, то не ранее второго полугодия 2017 года. Осенне-зимний сезон с ноября по февраль всегда сопровождается «автомобильным авитаминозом», что приводит к пугающей статистике упадка спроса. Поэтому растиражированная СМИ информация о крахе авторынка была преждевременна, как показало время.

Парадоксально, но на упавшем рынке вдруг образовался дефицит. На те бренды, которые жестоко порезали свои квоты для российского авторынка, появились далеко не маленькие очереди на несколько месяцев вперед. Это коснулось широко разрекламированных моделей типа Kia Optima, Renault Kaptur, Hyundai Creta, которые публике показали, а в руки не дали.

Неприятное удивление вызвал провал Hyundai Solaris — ожидаемой новинки февраля. Но здесь эксперты успокаивают – цифра двоякая, так как модель находится в переходном периоде между сменами поколений, обнаруживается некоторое затишье, которое к весне должно рассеяться и возродить интерес к популярному «корейцу».


В плане повышения цен на автомобили крупные автодилеры предсказали рост на 5-7%, в том числе и по причине внедрения ЭРА-ГЛОНАСС. С одной стороны, затраты на разработку надо каким-то образом окупать. А с другой стороны – из-за различных способов установки системы в автомобиль общая цена может варьироваться даже в пределах одной линейки и одного бренда.

Сам потребитель стал намного спокойнее, благоразумнее и смелее. Нет ярких крайностей – ни истеричного спроса, ни полного безразличия. Пока российский авторынок демонстрирует замечательный баланс, что отразилось на почти призовом месте в европейском рейтинге.

Видео — сравнение цен на автомобили в США и в России:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button