Автоновости России

Стали ли российские дороги безопаснее

Стали ли российские дороги безопаснееСтатья о том, стали ли дороги России безопаснее, каковы основные причины ДТП и какие меры для уменьшения аварий предпринимаются. В конце статьи — видео о безопасных дорогах.Статья о том, стали ли дороги России безопаснее, каковы основные причины ДТП и какие меры для уменьшения аварий предпринимаются. В конце статьи — видео о безопасных дорогах.

Стали ли российские дороги безопаснее

Содержание статьи:


Внушительный процент ДТП на автодорогах никого не удивляет, это самый опасный способ передвижения. В результате автомобильных аварий гибнет больше людей, чем с участием любого другого транспорта — воздушного, железнодорожного, морского.

Статистические данные ГИБДД за 2016 год

Если верить заявлению главы Госавтоинспекции РФ В. Нилову, количество автомобильных аварий за прошедший год значительно уменьшилось.

Госавтоинспекция регулярно собирает и обрабатывает сведения о происшествиях на дорогах страны — такой подход позволяет выявить наиболее «опасные зоны» и в будущем уделять им повышенное внимание. Подобная информация дает возможность отслеживать изменения на дорогах и в поведении водителей и пешеходов.

По данным статистики за 2016 год, количество смертельных случаев в результате ДТП понизилось на 12,1%, что составило около 3-х тысяч человек. Для сравнения: за 2015 год на дорогах погибло 23 114 человек, за 2016 — 20 308 человек.

В ситуации с общим количеством ДТП тоже наблюдается улучшение — число аварий снизилось на 5,6%.

Согласно приведенным данным снизилось также и число пострадавших (по вине водителей или по своей) пешеходов — погибших на 17,3%, получивших ранение — на 7,4%.

По словам представителей Госавтоинспекции, ситуация на дорогах уверенно улучшается с каждым годом в течение нескольких последних лет. Но так ли это на самом деле? Отражают ли цифры реальное положение на дорожном полотне? От чего зависит безопасность на дороге и чему стоит уделить внимание для ее повышения?

Наиболее распространенные причины ДТП

Причин, которые провоцируют аварии, предостаточно. Все их условно можно разделить на основные и второстепенные. К основным следует отнести нарушение правил и состояние дорожного полотна.

Нарушение ПДД

«Авось проскочу на красный», «авось обгоню на запрещенном участке» и т.п.— одни из самых распространенных и опасных причин аварий. Водитель почему-то думает только о том, что он проскочит, но вот о том, увернется ли от его машины пешеход или другой автомобиль — этому аспекту внимания почти не уделяется. По статистике, от 80 до 90 % аварий происходят именно из-за подобных нарушений ПДД.

Существует две основные категории нарушителей — безобидный и агрессивный. Автовладельцы первой категории практически не представляют угрозы. Они отпускают вольности в вождении только в той ситуации, когда это никому (по крайней мере теоретически) не сможет повредить. Например, могут проскочить на красный или через пешеходный переход на пустынной улице.

Водители же второй категории уверены в том, что правила дорожного движения написаны лишь для того, чтобы «гаишникам было за что бабки срубить». И если этого самого гаишника не видно на горизонте, то такой водитель не остановится ни перед чем не только в переносном, но нередко и в прямом смысле. Именно поклонники такого стиля вождения и становятся чаще всего причиной аварий.

Но есть еще и третья разновидность нарушителей — бессознательные. Они не имеют своей целью самоутвердиться за счет вызывающего поведения, они просто не видят причины соблюдать правила, если есть возможность их игнорировать. Такие автомобилисты, как говорится, надеются на русский «авось». И это делает их опасными, ведь по поведению таких водителей сложно угадать заранее, что они могут сделать в следующий момент. Агрессивного нарушителя заметить (и держаться настороже) гораздо проще.

Состояние дорожного полотна

Как всем известно, в России две проблемы. Первую из них мы описали выше, а вторая — это состояние дорог. Несмотря на то, что работы по улучшению дорожного полотна последние годы ведутся более интенсивно, до идеала еще очень далеко. Ямы, выбоины, ухабы, не укрепленные обочины — все это сказывается на безопасности не лучшим образом.

А если добавить сюда плохое освещение на пешеходных переходах и в местах массового скопления людей, неисправные светофоры и т.п., то не приходится удивляться высокому проценту ДТП.

По некоторым данным, около 60 % дорог на территории России находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют тщательного ремонта или замены полотна.


Даже по отдельности эти две проблемы занимают лидирующие позиции в ТОП причин ДТП. А ведь они ежедневно «работают» в тандеме.

Второстепенные причины аварий

Использование мобильного во время движения

Стали ли российские дороги безопаснее

Вряд ли будет преувеличением сказать, что каждый водитель нарушал это правило. Каким бы безобидным не казался этот поступок, он может если не спровоцировать ДТП, то замедлить реакцию водителя в случае аварийной ситуации. И дело здесь не только в том, что одна рука занята телефоном; человек во время разговора увлечен самой беседой, а не дорогой и переключиться с одного на другое в экстренных случаях быстро не получится.

А есть ведь и такие водители, которые умудряются не только писать за рулем SMS, но и смотреть фильмы на планшете или общаться по видеосвязи.

Вождение в нетрезвом виде

Настоящий бич отечественных автодорог. Ежегодно от рук, а точнее колес, пьяных водителей гибнет несколько тысяч человек. Несмотря на строгие меры, предпринимаемые автоинспекцией в этом направлении, количество пьяных за рулем уменьшается не так интенсивно, как хотелось бы.

Водитель в нетрезвом виде опасен даже больше, чем агрессивный нарушитель ПДД, так как часто им становится, ведь находится в стадии «море по колено» и готов к «великим свершениям». И все это в комплекте с нарушенной координацией и замедленной реакцией.

В эту категорию попадают также водители под действием психотропных, наркотических и тому подобных веществ.

Неисправность автомобиля

Качеству и своевременности техосмотров уделяется повышенное внимание, но это не дает гарантий. Аварии по причине неисправности тормозной и прочих систем — явление довольно частое.

Агрессивность за рулем

Здесь речи идет не столько о нарушении правил, сколько о несоблюдении моральных и этических норм. Для многих водителей подрезать другой автомобиль или не пропустить пешехода вполне естественно, даже если в остальном это прилежный и дисциплинированный участник движения.

Недостаток практики

Даже будучи идеальным водителем под надзором инструктора и на автодроме, сложно адаптироваться к реалиям городских дорог и магистралей. Здесь нужно не только знать правила, но и уметь быстро ориентироваться в ситуации, что для водителей-новичков особенно сложно. Замедленная реакция или растерянность часто оказываются причиной тяжелых ДТП.

Поведение пешеходов

Все вышеперечисленное относится не только к тем, кто находится за рулем. За последние годы жесткого контроля со стороны автоинспекции или хотя бы боязни штрафов, водители стали более дисциплинированными и ответственными.

А вот в отношении пешеходов ситуация другая. Выскочить на проезжую часть из-за угла, не дождаться разрешающего сигнала светофора или просто руководствоваться правилом «не трамвай — объедет» у многих в порядке вещей. Поэтому пешеходы гораздо чаще, чем хотелось бы, являются не только участниками, но и виновниками ДТП.

Дети

Если взрослый пешеход, выскакивая из-за угла, все же опасается быть сбитым и готов в любую минуту отскочить на тротуар, то дети пренебрегают даже минимальной осторожностью.

Причем ситуация усугубляется еще и психологическими факторами — многих водителей (особенно женщин) «перспектива» сбить ребенка пугает гораздо сильнее, чем авария с участием взрослого. А парализованный ужасом в экстренной ситуации автомобилист упустит возможность избежать столкновения, даже если она представится.

Психологический фактор

Какой бы заезженной ни была эта тема, но придется повториться — менталитет играет значительную роль в жизни страны и на дороге в частности. Налет разгильдяйства, непризнание авторитетов/правил, надежда на тот самый «авось» и стремление к лихачеству — ярко выраженные черты российского (и не только) гражданина, будь он участник автомобильного или пешеходного движения. Слишком большое количество людей соблюдают ПДД только из страха перед штрафными санкциями и готовы их нарушить в любой момент.

Безопасность на дороге: кто виноват и что делать

Несмотря на статистику и заверения органов автоинспекции в улучшении ситуации на дорогах, безопасности дорожного движения в России далеко до идеала. Автовладельцы винят во всем властей, так как обустройство дорог оставляет желать лучшего, власти винят автомобилистов, нарушение правил для которых почти норма. А итогом этого противостояния является высокий уровень риска ДТП, так как каждый старается свалить вину на другого, забывая о своих обязанностях.

Безопасность дорожного движения можно обеспечить лишь комплексом мер, повышающим уровень защищенности участников движения от ДТП и их последствий. И принимать участие в этом мероприятии должны все, начиная от органа, выделяющего средства на содержание автодорог, и заканчивая пешеходами.

На какие факторы, влияющие на уровень риска ДТП, обращается усиленное внимание:

  1. Соблюдение правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
  2. Своевременный ремонт и разметка дорожного полотна. На участках автодорог с правильно нанесенной разметкой и установленными светоотражающими направляющими столбиками количество дорожно-транспортных происшествий значительно ниже, несмотря на более высокую скорость движения автомобилей.
  3. Возведение дорожных сетей, удобных в эксплуатации и соответствующих требованиям безопасности.
  4. Своевременная установка и поддерживание в рабочем состоянии светофоров, элементов освещения и дорожных знаков.
  5. Контроль технического состояния автомобилей и своевременное устранение неполадок.
  6. Требование к наличию светоотражающих элементов у пешеходов в темное время суток на неосвещенных и неприспособленных к пешему передвижению участках дороги.
  7. Контроль и усовершенствование свода правил дорожного движения и работы сотрудников автоинспекции.


Усиленная работа над этими проблемами позволила если не идеализировать, то по крайней мере улучшить ситуацию на дорогах.

Предпринимаемые меры

За последние годы рабочие функции Госавтоинспекции претерпели значительные изменения и доработки. Причем направление этих изменений не ограничилось выявлением и наказанием нарушителей.

Кроме ужесточения наказания за нарушение правил дорожного движения, больше внимания стало уделяться искоренению пьянства за рулем. Сотрудники автоинспекции не только проводят регулярные «повальные» проверки водителей на содержание алкоголя в крови. К профилактическим мероприятиям привлекаются медицинские работники, представители СМИ и даже добровольцы-гражданские.

Кроме того, ряд мероприятий направлен на пропаганду безопасного вождения. Какими бы бесполезными ни казались агитационные рекламные щиты и постоянное повторение прописных истин в СМИ и сети Интернет, регулярное напоминание об опасности и возможности ее избежать делает свое дело. Многие водители и пешеходы стали внимательнее и дисциплинированнее.

Дети на дороге

Самый страшный кошмар любого водителя — внезапно появившийся на дороге ребенок. К сожалению, детство многих современных родителей пришлось на то время, когда игра на проезжей части была если не нормой, то вполне допустимой вольностью, а игнорирование «зебры» — обычным делом.

Поэтому знакомство ребенка с правилами дорожного движения часто происходит самостоятельно и, к сожалению, слишком поздно. Этой проблеме также стало уделяется больше внимания — сотрудники ГИБДД проводят беседы в школах и детских садах, устраиваются обучающие мероприятия с участием добровольцев и сотрудников автоинспекции, дети с раннего возраста изучают правила как теоретически, так и на практике.

Да, на российских дорогах стало безопаснее, но не безопасно. Если присмотреться к статистике, то представленные улучшения — это только первый шаг долгого и сложного пути. Снижение смертности на 12% — это, безусловно, прогресс и повод для радости. Но согласятся ли с этим остальные 88%? Над представленной проблемой нужно упорно работать, чтобы количество пополнивших эти самые 88% с каждым годом уменьшалось.

Видео о безопасности на дорогах:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button