Выдачу прав могут передать в частные руки
Сенсационную новость опубликовало издательство «Коммерсант». Впервые россияне могут получить права из частных рук, то есть ГИБДД может передать часть своих функций, в частности, приём экзаменов по вождению, в частные руки, то есть частным автошколам.Сенсационную новость опубликовало издательство «Коммерсант». Впервые россияне могут получить права из частных рук, то есть ГИБДД может передать часть своих функций, в частности, приём экзаменов по вождению, в частные руки, то есть частным автошколам.
Такая возможность прописана в новом проекте постановления российского правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», определяющий регламент принятия экзаменов у кандидатов в водители.
Новые нормы этого постановления условно можно представить несколькими блоками. Первый блок относится к мотоциклам. Кто хочет получить водительские права «A», обязан будет сдавать экзамен по вождению, то есть его практическую часть, не только на площадке, как это было раньше, но и в городе.
Регламент прохождения тестирования пока не установлен, но такая практика существует в некоторых европейских странах. В частности, в Великобритании экзаменуемый получает команды от инструктора с помощью радиостанции, которая встроена в шлем. Инструктор при этом едет сзади кандидата в водители и следит за его действиями.
По мнению Романа Фролова, президента мотоклуба «Русские дороги», это необходимое нововведение.
Блок нововведений коснётся хозяев мопедов и скутеров. Как только постановление приобретёт законодательную силу, они должны будут получить водительские права категории «М». Сдавать на эти права можно будет с 16 лет. В ГИБДД сдаётся теория и площадка. Водителям скутеров позволят разъезжать по всей ширине дороги. Мопедом будет называться техника с электрическим мотором, мощность которого свыше 4 Квт и объёмом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров.
Очень интересен блок о работе автошкол, поскольку это самая коррумпированная составляющая обучения. ГИБДД намерено отдать часть своих полномочий по приёму экзаменов. Но это касается только автошкол, имеющих собственный компьютеризированный автодром. На сегодняшний день в России их число не превышает 30.В них экзаменуемый будет сдавать теорию и площадку, а практическую часть, как и сейчас, будет сдавать в ГИБДД. А автошколы обяжут выдавать свидетельство с записью о профессии водителя, тогда как сейчас выдаётся просто свидетельство о прохождении обучения.
Некоторые эксперты против этих нововведений
Они объясняют это тем, что автошколы станут рассадниками коррупции и центрами по торговле правами, как это раньше было с ГИБДД. По словам Петра Шкуматова, координатора общественного движения «Синие ведёрки», на данный момент, в частности, в Москве, купить права стоит очень дорого и это достаточно сложная процедура. «Система налажена и работает, хоть и с некоторыми минусами и недочётами. Раньше автошколы были дилерами для ГИБДД по поставке очередного клиента, сейчас же они действительно учат правилам вождения. Они привыкли раньше к лёгким деньгам, их и ГИБДД это устраивало. Сейчас их заставили работать, это им, естественно, не нравится. С переводом экзаменов в автошколы показатель сдачи будет 100 %. Несмотря на то, что в постановлении регламентируется проверка школ, в которых высок процент сдачи людей с первого раза, это не панацея.
Как будет происходить проверка этих школы?
По цепочке, кто будет проверять проверяющих? Необходимо перекрыть все возможности к тому, чтобы люди могли покупать права, а затем выезжать без наличия знаний на дорогу.
Автоинспекция сама, теоретически, заинтересована в браковке такого горе-водителя, чтобы он не попал на проезжую часть, и вследствие отсутствия знаний ПДД, не натворил дел. Но автошколам выгодно, чтобы в них учились недолго, платили и уходили. Поэтому, естественным следствием ввода новых правил будет рост торговли правами в автошколах. Что касается компьютеризированных автодромов, то с вступлением в силу постановления все автошколы автоматизируют их, а затем будут возвращать потраченные деньги с помощью продажи прав.
Техника не сможет победить коррупцию, необходим комплексный подход. Необходим контроль техники в сочетании человеческого фактора при адекватной системе контроля. В прохождении же этого постановления, и это, очевидно, заинтересованы автошколы.
Новое постановление не коснётся хода экзаменов в ГИБДД. Высказывались мнения о разделении учёбы, то есть кандидат в водители первым делом должен был бы изучить теорию и практическое вождение на площадке, а затем сдавать соответствующие экзамены в ГИБДД. После этого предполагалось приступить к практическим занятиям и сдачи этой части экзамена. Но от такой последовательности отказались ввиду сложности реализации. Однако в новом постановлении введён запрет на применение во время экзамена камеры, парктроника и других «вспомогательных средств».
Иностранцы за рулём в России
Последний блок затрагивает иностранцев за рулём на российских дорогах. Организациям, то есть юридическим лицам, с 5 мая 2014 года запрещено брать на работу водителей-иностранцев с зарубежными правами. Они должны будут сдать экзамен на знание ПДД и только после этого смогут получить российские права. Оставшихся иностранцев-водителей это не коснётся, то есть они могут садиться за руль с водительскими правами своих стран.