Дороги с наибольшей высотой над уровнем моря: ТОП-10
Описания и особенности дорог с наибольшей высотой над уровнем моря: топ-10 высотных дорог, интересные факты, фото. Видео об опасных дорогах.
Если вы увлекаетесь путешествиями, то, должно быть, вам знакомы такие понятия, как «Самые высокие озера», «Самые высокие горные перевалы», «Самые красивые автомобильные дороги в мире» и т. д. Многие из нас мечтали отправиться туда в один прекрасный день, увидев, как это делают другие.
Мы решили углубиться дальше в нишу туристических маршрутов и составили список дорог с наибольшей высотой над уровнем моря для тех из вас, кто действительно хочет чего-то особенного и не ищет легких путей. Все они захватывают дух, пленяя красотой и сложностью. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше приближаетесь к пределам возможностей ваших транспортных средств и собственных сил.
Факты и путаница
Сложно определить, где находится самая высокая дорога на Земле, поскольку невозможно дать четкое определение самому термину «дорога». Это горный перевал, по которому может пройти только опытный водитель на адаптированной машине? Или тропка, по которой можно проехать только на велосипеде или мотоцикле? Или, может, мы должны строго придерживаться официально открытых трасс для обычных водителей и средних транспортных средств? А что насчет канатных дорог, по которым вообще невозможно идти или ехать на каком-либо виде личного транспорта?
Существует много споров, дезинформации и общей путаницы по поводу высочайших дорог в мире, и многие из очевидных лидеров на самом деле таковыми не являются. Вы знаете по собственному опыту, что не все, по чему можно каким-либо образом проехать на автомобиле, является дорогой. Если, скажем, вы пересечете вброд на машине неглубокую реку, ваш путь не проявится волшебным образом на картах, как дорога.
Возможно, вы видели Охос-дель-Саладо на вершине некоторых списков.
Да, это огромный вулкан на границе Чили и Аргентины, самый высокий на планете. Его верхняя часть покрыта снегом, а «дорога» в ужасном состоянии. Туристы назвали её по имени горного лагеря Refugio Tejos: приют, расположенный в пустыне Атакама на высоте 5800 метров над уровнем моря, предлагает заслуженный отдых на пути к горному пику.
Не всем экстремалам повезло доехать до конечной точки: за последние 20 лет туда пробрались лишь несколько человек на специально модифицированных внедорожниках с огромными колесами и жирными шинами, переделанными подвесками и чудовищными двигателями под капотом. Учитывая, что большинство людей ощущает высотную болезнь уже на отметке 2500–2800 метров, плюс чрезвычайно низкий уровень кислорода не дает нормально работать двигателю, их подъем на 6 688 м над уровнем моря – похвальное достижение. Но делает ли это путь к вершине вулкана типичной дорогой? Нет. А ближайшая «нормальная» трасса к Охос-дель-Саладо проходит на высоте чуть менее 4600 м (15 090 футов) – высоко, но недостаточно.
Или, к примеру, дорога к вулкану Утурунку. Она поднимается на высоту 5730 м (18799 футов), но с верхушки рейтингов ее нередко сдвигают Лагионг-Ла на Тибете и Кунгжаг-Ла в Индии. Они и правда проходят выше, но подъемы по ним настолько экстремальны, что их нельзя считать дорогами в традиционном понимании этого слова.
Практически в каждом интернет-рейтинге наверху находятся Умлинг-Ла, Мана Пасс и Марсимик-Ла. Они существуют, но ездить по ним простому обывателю можно только в мечтах: правительство Индии ограничивает к ним доступ. У вас должен быть индийский паспорт, за несколько месяцев до поездки вы должны подать заявление на получение специального разрешения на проезд (а выдают его крайне неохотно), и даже когда вы это сделаете, придется ехать в сопровождении индийских военных. Впрочем, это не мешает этим дорогам по праву считаться «самыми высокими над уровнем моря».
1. Умлинг-Ла, перевал Умлингла, или Умлинг-Ла Пасс
В 2017 году армейская организация BRO построила и открыла самую высокую автодорогу в мире, соединяющую деревни Чисумле и Демчок. 86-километровый тракт проходит по перевалу, находящемуся примерно в 105 км от известной многим путешественникам деревни Ханле и в 235 км от Леха. Гражданским лицам не позволяется здесь ездить – армия и правительство выдают разрешения лишь немногим избранным. Высота – 5 883 метра, или 19 300 футов.
2. Чамканг (Chamkang, Индия-Китай)
Новая горная дорога, ведущая по Киу-Ла, международному горному перевалу на границе между Индией и Китаем, достигает высоты 5711 м (18 736 футов). Но ей далеко до настоящего «монстра», карабкающегося по горе Чамканг на высоте почти 5,9 км в спорном районе Аксайчин на китайско-индийской границе.
Район считается зоной конфликта, поэтому тракт строго военный. Впрочем, он и в мирное время не подходит для обычных автомобилей: высокая степень крутизны, недостаток кислорода и суровые погодные условия. Здесь круглый год дуют сильные ветры, и даже летом сложно противостоять снежным бурям. А в случае поломки очень мало шансов на помощь транспорта или жителей – и места необитаемые, и препятствий много, и сотовая связь практически отсутствует.
3. Дорога к Утурунку, Боливия
К 6-километровому боливийскому вулкану в Андах тоже ведет трудная, извилистая, малолюдная дорога. Проходимая сегодня только до 5550 м, она представляет собой смесь крутых поворотов и устрашающих оврагов, но это именно то, что нравится искателям острых ощущений, желающим испытать пределы своих возможностей.
Раньше ее считали самой высокой в мире автомобильной дорогой, поднимающейся до ошеломляющих 5777 метров, пока Индия не выставила на конкурс Умлинг-Ла. Маршрут, изначально проложенный для обслуживания серного рудника, сегодня активно используется лишь местными жителями, но по-прежнему привлекает туристов-экстремалов со всего мира, особенно велосипедистов.
4. Дорога через перевал Мана, Индия
Перевал Мана, или Дунгри Ла, расположен на границе между Тибетом и Индией в штате Уттаракханд. Гражданские лица, в т.ч. уроженцы Индии, могут путешествовать по этой автомобильной дороге при наличии разрешения от военных.
Сам по себе перевал находится на высоте 5 545 м, что меньше высоты Марсимик-Ла (см. ниже). Однако, согласно вики-ссылке, «гравийно-грунтовая дорога с хорошей разметкой на индийской стороне выше, чем на тибетской, и поднимается до 5610 метров (18 406 футов) через 250 метров к западу от нижней точки (5545 метров, 18 192 футов) перевала Мана».
5. Марсимик-Ла, Индия
Перевал Марсимик, или Марсимик-Ла, расположен в Ладакхе, Индия, где гражданские лица с согласия правительства и военных могут путешествовать на высоте 5582 метра. Получить разрешение на проезд намного проще по сравнению с пропуском на Умлинг-Ла или перевал Мана, где шансы составляют 0,01%.
Дорога разветвляется через Побранг по пути к озеру Пангонг-Цо и тянется примерно 20 километров по крутому подъёму. В прошлом люди катались по ней на обычных кроссоверах или мотоциклах со средней мощностью, сегодня без внедорожника 4х4 обойтись сложно. В различных интернет-источниках вы можете найти другие высотные параметры этого перевала, но указанная здесь высота соответствует последним данным SRTM.
6. Семо-Ла, Тибет-Китай
Шестое место занимает перевал, находящийся на так называемом Северном пути – Семо-Ла высотой 5 565 м. Дорога по нему – одна из самых сложных из-за разреженного воздуха и около 170 километров по засушливому плато.
По данным Министерства транспорта Тибета, её высота составляет 5 565 м (18 258 футов), хотя указатели на дороге говорят о 5 566 м. В 2005-м каталонская картографическая экспедиция вынесла окончательный вердикт: 5565,1 м. В любом случае Semo La может считаться мировым рекордсменом среди самых высоких асфальтированных дорог.
7. Пхути-Ла, Индия
Одним из малоизвестных высокогорных автомобильных путей является маршрут по перевалу Пхути, который находится в регионе Ладакх, в 500 км к северу от Нью-Дели. Дорога расположилась на высоте 5 524 метра (или 18 124 фута).
Климат здесь холодный и пустынный, рельеф гористый на востоке и холмистый на западе, окружающая территория практически бесплодна и необитаема (менее двух человек на квадратный километр).
Но неподалеку есть удивительно красивые места. Среди них древнее поселение под названием Ханле с одноименным монастырём и заповедное озеро Цо-Морари (также в разных источниках Цо-Морири и Цоморари), внесённое во Всемирный фонд дикой природы (WWF).
8. Перевал Донкха-Ла, Гималаи
Восьмым номером идёт Донгкха-Ла, или перевал Донкиа (Donkia Pass), расположенный на высоте 5 486 метров (17 999 футов) и соединяющий индийский штат Сикким с Тибетом. Дорога через горы расположена в Северном Сиккиме, недалеко от красивейшего озера Цо-Лхамо (также именуемого Чхо Лхамо, Чоламоо или Чоламу), которое считается одним из истоков реки Тиста (приток Брахмапутры) вместе с ледниковыми озерами Кхангчунг и Гурудонгмар.
Индийская армия контролирует перевал. Чтобы посетить его, нужен специальный пропуск. Как и в случае с Mana Pass, получить его нелегко – всё из-за близости к границе с Тибетом. Кроме того, проезд по перевалу не в лучшей форме, поэтому требуется автомобиль с высоким клиренсом, полный привод 4х4 и приличный опыт вождения по сложной местности.
9. Серро-Эскорьяль, Аргентина
Трасса, ведущая к 5451-метровому стратовулкану Эскорьяль до высоты 5389 м – прекрасное место для катания на мотоциклах. С «лунными» пейзажами, насколько хватает глаз, среди острых скал и продуваемых ветрами засушливых равнин, она идеально подходит для открытия красоты Южной Америки в её чистом виде. Но будьте осторожны – в регионе сохраняется опасная гидротермальная активность.
10. Кхардунг-Ла, Индия
Последним номером в нашем топе идёт ложно заявленный «самый высокий в мире перевал» Кхардунг-Ла. Изгибаясь между пышными долинами и пустынными скалами в 40 км от Леха, столицы Ладакха, этот живописный маршрут заставляет бледнеть даже опытных байкеров. Вы должны быть в отличной физической форме, чтобы справиться с ним, но адреналин гарантирован! Классический мотоцикл вроде Royal Enfield идеально подходит для таких приключений.
До недавнего времени перевал (а вместе с ним и пролегающая по нему дорога) занимал одну из первых позиций в мировых рейтингах по высоте со своими 5602 метрами над уровнем моря. Этот заявленный параметр оспорили недавние исследовательские экспедиции, новый GPS-анализ и спутниковые данные SRTM. Реальная высота, согласно им, не превышает 5369 метров – это на 243 м меньше, чем предполагалось ранее.
Несколько других горных маршрутов (например, по Каксанг-Ла (5 438 метров), Суджи-Ла (5 430) и Чанг-Ла (5360) в эпичном Ладакхе) могли бы оттеснить бывшего рекордсмена ещё дальше, но мы сочли несправедливым не упомянуть его – особенно после того, как вокруг было так много шумихи.
Заключение
В этот перечень вошло всего 10 высочайших дорог, на самом же деле подобных маршрутов сотни. Наиболее высокие расположены в Китае/Тибете/Андах, остальные рассыпаны по всему миру – крупные и мелкие, открытые для движения и запрещенные, активно эксплуатирующиеся и заброшенные. С высотой в 2-4 километра над морем им далеко до вышеупомянутых «монстров», но все равно они потрясают воображение. В следующий раз, когда друзья попытаются вас впечатлить автомобильными квестами по кавказским горам, расскажите им, сколько еще перевалов им предстоит преодолеть, прежде чем подобраться к вершине мира.
Описания и особенности дорог с наибольшей высотой над уровнем моря: топ-10 высотных дорог, интересные факты, фото. Видео об опасных дорогах.
||list|