Автоновости в мире

Автомобильное путешествие в Среднюю Азию — что нужно знать

Автомобильное путешествие в Среднюю Азию — что нужно знатьПоездка на машине в Среднюю Азию: документы для пересечения границ, советы, тонкости и нюансы путешествия. В конце — видео про Великий Шёлковый путь.Поездка на машине в Среднюю Азию: документы для пересечения границ, советы, тонкости и нюансы путешествия. В конце — видео про Великий Шёлковый путь.

Автомобильное путешествие в Среднюю Азию — что нужно знать

Содержание статьи:


Когда уже изъезжены дороги России и известны как облупленные трассы Европы, любители-экстремалы от автовождения обращают свой взгляд на восток, в сторону Средней Азии. Она таит в себе сюрпризы для автолюбителей, проверяя их и машины на прочность.

Дороги Средней Азии отличаются отвратительным качеством. По пути следования встречаются заснеженные и покрытые ледовой коркой опасные перевалы, а чтобы двигаться вперед, приходится забираться на такие высоты, где двигатель может отказаться работать.

На пути редко встречаются заправки и качественное топливо. Вы все еще хотите отправиться покорять среднеазиатские просторы? Тогда эта статья для вас!

По следам Volkswagen Amarok

Volkswagen Amarok - на пути в Среднюю Азию

Первое масштабное автопутешествие в Среднюю Азию предприняли в 2016 году отчаянные водители каравана пикапов Volkswagen Amarok.

Они отправились в путь по маршруту, нанизав на нитку дорог часть бывших республик Советского Союза — Россию, Казахстан и Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, а затем проехались по Китаю и Монголии.


Путешественники преодолели 14 тыс. километров за 40 дней. Нас интересует, как повторить этот маршрут только по территории Средней Азии.

Не замахивайтесь на мировые рекорды! Даже для членов суперподготовленной экспедиции вся поездка оказалась разбита на шесть этапов. Давайте рассмотрим лишь четыре из них, запланировав проехать через среднеазиатские республики, по маршруту издревле называемом Великим Шелковым путем.

Снаряжение для автомобиля

Памирский тракт
На фото: Памирский тракт

Дорога – состояние крайне непредсказуемое, поэтому лучше предусмотреть многие вещи заранее. Нельзя брать с собой лишнего, багажник – не резиновый, но есть то, что должно быть под рукой обязательно. Впереди от нескольких дней до недель жизни в стиле офф-роуд.

Чем лучше окажется экипирован экипаж, тем легче сложится поездка.

В дороге могут пригодиться:

  • эффективные средства для протирки стекол и фар;
  • компрессор, чтобы следить за давлением в шинах;
  • толстый скотч и изолента могут потребоваться, когда возникнет необходимость что-то починить или прикрепить;
  • цепи противоскольжения (без них вы не пройдете перевалы);
  • автоинструменты набором, в том числе ремонтные комплекты для автошин (горные дороги изобилуют острыми камнями, часто травмирующими шины);
  • автомобильная навигация, причем желательно приобрести переносную навигационную систему с функционированием в режиме оффлайн (на протяжении пути будет встречаться достаточно глухих мест, где связь просто будет отсутствовать);
  • проводные прикуриватели;
  • несколько баллончиков WD40;
  • пара запасных канистр с топливом.


Проверьте сроки годности аптечки, огнетушителя, наличие аварийного знака и буксировочного троса. Гаишники Средней Азии готовы придраться к любой мелочи!

Учитывайте маршрут, исходя их реальных возможностей машины. Офф-роуд автомобиль с полным приводом, большим клиренсом и специализированной АТ-резиной может идти через перевалы и Памирский тракт.

Легковая «пузотерка» требует убрать с пути следования все перевалы, не имеющие асфальтовой дороги, Памирский тракт, Таджикистан в целом, отправившись из Узбекистана прямиком в Киргизию.

В любом случае, вне зависимости от класса машины, по возвращении подвеска будет меняться полностью.

Даже при самом тщательном планировании маршрута вы не застрахованы от неожиданностей. Средняя Азия — это неопределенность во всем. Завалы и сели – обыденность, а путей объезда зачастую нет.

Снаряжение для экипажа

ночевка в Фанских горах
На фото: ночевка в Фанских горах

  1. Солнцезащитные очки в количестве нескольких штук. Советуем брать стекла с желтым и коричневым напылением. Первый комплект прекрасно подойдет при пасмурной погоде, при попадании в снегопад или когда все затягивает мгла. Второй комплект защищает от яркого солнца и ослепляющего сияния снега.
  2. Спутниковая связь должна быть в обязательном порядке для каждого члена поездки. Стандартные сотовые телефоны могут отказать — мобильная связь есть далеко не везде.
  3. Еще один запасной телефон.
  4. Запас провизии «на черный день».
  5. Обязателен комплект теплой одежды. Чем выше вы будете подниматься в горы, тем станет холоднее.


От Астрахани до Узбекистана

дорога в Казахстане
На фото: дорога в Казахстане

Маршрут пролегает от Астрахани через города Исатай, Атыртау, Кульсары к Муйнаку, Хиве и Бухаре. По пути следования минуется часть территории России, а также республики Казахстан и Узбекистан.

Общая дистанция — около 2 тыс. километров, ориентировочное время в пути – 6 дней. За это время будет пересечено две государственные границы.

Первый этап путешествия выглядит самым сложным. Цивилизованный европеец покидает привычный мир, где все совершенно иное. Трасса от Астрахани до Атырау, несмотря на свой международный статус, является самой опасной в Республике Казахстан, поэтому будьте внимательны!


Посещая Казахстан на короткий промежуток времени, можно не заморачиваться с оформлением виз. Согласно договору между Россией и Казахстаном, граждане РФ могут воспользоваться внутренними, заграничными, служебными и дипломатическими паспортами при нахождении на территории страны в срок, не превышающий 30 дней. Дети должны быть обеспечены свидетельствами о рождении.

Как только вы пересекаете границу, необходимо купить автостраховку. Приобрести ее можно в одном из многочисленных офисов, расположенных около погранпункта в старых железнодорожных вагонах.

Начав движение к Атырау, не поддавайтесь искушению полюбоваться Каспием – вы попадаете в пограничную зону, для нахождения внутри которой необходимы спецпропуска.

От Астрахани до неофициальной нефтяной столицы Казахстана — около 350 километров. Если двигаться по трассе с соблюдением скоростного режима 80 км/ч, то до города доберетесь за 4,5 часа.

Путешествуя, заправляйте бак всегда под завязку и не забывайте пополнить канистры — на трассе заправок немного, а дальше будет еще меньше. Бензин приобрести довольно просто, а вот с дизелем настоящая проблема как у казахов, так и у соседей-узбеков.

Добравшись до Атыртау, по современной 220-километровой трассе отправляйтесь в Кульсары. Через сто километров пути можно немного свернуть с маршрута, чтобы по старой разбитой дороге проехать сотню километров и увидеть обмелевший Каспий и солончаки. Осторожно! Солончаки представляют собой самый коварный тип грунта.

Полюбовавшись соляными озерами, на ночевку стремитесь попасть в город Бейнеу (это еще плюс 200 км дороги). Рано утром можно отправляться в сторону узбекской границы. Поездка по грунтовым казахских дорогам требует обязательной смены воздушного фильтра!

Из нюансов: в Казахстане нельзя передвигаться по федеральным трассам на машинах с иностранными номерами в ночное время суток.

По Узбекистану

на автомобиле по Узбекистану

Пройти погранконтроль быстро не получится, не вступайте в пререкания – это только удлинит неторопливый процесс досмотра. Виза, если вы приехали на срок до 60 дней, не нужна.

Нельзя провозить с собой:

  • любые беспилотники;
  • наркотики и сильнодействующие препараты без соответствующего рецепта;
  • оружие и боеприпасы;
  • все, что может быть трактовано как оскорбление ислама;
  • фрукты, овощи и ягоды;
  • животных без документов;
  • сигареты в объеме более тысячи штук и более килограмма табака;
  • более двух литров вина или полутора литров крепкого алкоголя.


С привычными дебетовыми/кредитными картами в стране проблема, поэтому лучше заранее запасайтесь местной наличностью.

Пройдя границу, держите курс на город-призрак Муйнак на бывшем берегу Арала. Там можно заночевать.

Далее двигаться в сторону жемчужины Центральной Азии – Хивы, а оттуда рукой подать и до Бухары. Полюбовавшись старинным городом, прокладывайте маршрут на Самарканд.

Расстояние от Бухары до Самарканда — 276 км, поездка занимает 4 часа. От Самарканда до Ташкента проложен «европейский» автобан протяженностью в 300 км.

Внимание! Ближний свет должен быть включен, скорость – не превышать разрешенную, трасса «напичкана» полицейскими. Добравшись до Ташкента, обязательно отдохните. Дальше путешествие продолжится в сторону Таджикистана.

По Таджикистану

по Таджикистану на автомобиле

Россиянам для транзитной поездки или краткосрочного пребывания в Таджикистане виза не нужна. На границе вас попросят предъявить действующий загранпаспорт, таможенную декларацию и миграционную карту, которую вы получите и заполните на границе.

Запрещено провозить:

  • национальную валюту;
  • наркотики, оружие, алкоголь, порнографию, любые вещи и носители, на которых содержится противоречащая исламу информация либо оскорбляющий мусульман образный ряд;
  • в декларации должны быть отображены все ценные вещи и ювелирные изделия;
  • домашних животных без паспортов с указанием прививок;
  • более 500 долларов США.


Миновав таможню, первый пункт, достойный внимания – Фанские горы с подходящими высотами для ночевки (2520 метров) и красивейшими Алаудинскими озерами.

Дальше дорога идет в сторону Душанбе. Как и Ташкент, столица Таджикистана во многом носит черты советского прошлого с налетом восточного колорита.

Запланируйте отдых на как можно долгий период времени, так как впереди вас будет ждать самая тяжелая часть маршрута – затяжной подъем на перевал Хабуработ (3720 метров над уровнем моря).

Здесь начинает участок сложный даже для оснащенных офф-роуд автомобилей — Памирский тракт, соединяющий Душанбе и Ош, таджикскую и киргизскую территории.

Внимание! В горах нет заправок – только вы, ваш автомобиль и полные канистры бензина.

подъезд к перевалу Хабуработ
На фото: подъезд к перевалу Хабуработ

Перевал Хабуработ не дает водителю возможности отдохнуть – сначала постоянный подъем, спуск и снова подъем. Частично дорога в асфальте, но больше грунтовки. Отбойников и ограждений не предусмотрено, а высота обрывов экстремальна. Подниматься надо на малой скорости с постоянной корректировкой траектории движения. После прохождения перевала также не притормозить – начинается долгий, сложный спуск.

В Таджикистане нет доступа к соцсетям, а интернет эпизодически предоставляется лишь в дорогих гостиницах.

Путешествие по Киргизии

дорога на Бишкек

Часть народа едет из Казахстана прямиком в Киргизию. Для пересечения границы необходимы:

  • российский или загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении для детей (должна стоять отметка о наличии гражданства РФ);
  • ПТС, права.


Срок пребывания без визы в Киргизии для россиян составляет 90 дней. Беспошлинно можно ввезти до 1000 сигарет и 2-х литров вина. Листок с декларацией требуется сохранять все время пребывания в стране.

Запрещены:

  • наркотики, сильные медикаменты без рецепта;
  • оружие, в т.ч. холодное;
  • фрукты, овощи;
  • растения;
  • компрометирующие Киргизию материалы;
  • порнография.


На границе оставляется машина, пешком переходится на территорию Киргизии, где ксерятся документы (ПТС, российский паспорт и права) и меняются деньги. На таможне после платится экологический сбор в тысячу рублей. Страховка – необязательна. Досмотр молниеносный и поверхностный, без задержек.

Далее снова начинаются прекрасные четырехполосные дороги, оснащенные по последнему слову автодорожного строительства вездесущими китайцами.

Внимание! Местные гаишники придираются даже к превышению скорости в 5 км/ч или перегоревшей лампочке с требованием немедленной замены. Зато строгость киргизских работников полосатой палочки компенсируется прекрасными видами озера Иссык-Куль.

дорога вокруг озера Иссык-Куль
На фото: дорога вокруг озера Иссык-Куль

Заправки, если уходить с наезженных федеральных дорог в горы (например, в сторону ущелья Баскоон), постепенно исчезают, зато по обочинам дорог в маленьких поселках стоят рукописные таблички о продаже бензина. Обналичить деньги с карт лучше в Бишкеке, дальше банкоматов может не встретиться.

Опытные путешественники не советуют ехать в Киргизию через Узбекистан. Это связано с не слишком дружелюбными отношениями между этими странами и отсутствием рентгена на границе, что может вылиться в досмотр машины с разборкой «по винтику».


Из Таджикистана дорога в Киргизию прямая, с многочисленными населенными пунктами. С Интернетом плохо, связь в навигаторе частенько пропадает. Дороги после пересечения границы становятся разбитыми, хотя местами положен новый асфальт.

Ночью дороги не освещаются, зато много фур и грузового транспорта. Довольно большие участки пути пустынны, пополнять запасы воды и посещать туалеты можно около мечетей, где специально сделаны зоны для путешественников.

дорога на Каракол, Киргизия
На фото: дорога на Каракол, Киргизия

Путешествие на автомобиле по Средней Азии – это смесь потрясающих по своей красоте видов, древних городов, заснеженных перевалов, экстремального вождения и придирчивых гаишников.

Для любителей автотуризма – прекрасный способ хорошо провести время и получить заряд адреналиновой бодрости.

Видео про Великий Шёлковый путь:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button