Автоновости в мире

Кто и когда изобрел автомобиль: первые модели и их особенности

Кто и когда изобрел автомобиль: первые модели и их особенностиСтатья о первых автомобилях: кто и когда изобрел автомобиль, первые модели, история машин. В конце статьи — видео об истории создания автомобиля.Статья о первых автомобилях: кто и когда изобрел автомобиль, первые модели, история машин. В конце статьи — видео об истории создания автомобиля.

Кто и когда изобрел автомобиль: первые модели и их особенности

Содержание статьи:


Автомобили буквально всё заполонили — когда популярная советская группа пела эти строки, она еще не знала, насколько глобально на самом деле автотранспорт захватит нашу повседневность.

А думали ли об этом первопроходцы и те, кто создавал первые моторы? Кто пытался приспособить их к повозкам и велосипедам и получить таким путем «самодвижущийся экипаж»? Об испытателях, первых разработках, удачных и неудачных экспериментах, первых опытных образцах в автомобилестроении — в нашем обзоре.

Как всё начиналось

один из первых автомобилей

Тернистый и извилистый путь вел всевозможные самокатные телеги и прочие инженерные диковинки к первому автомобилю с ДВС. Если перелистать назад историческую летопись, забыв про GPS и ABS, мимо разработок Кулибина и Карла Бенца, то откроются чертежи…Леонардо да Винчи.

Уже в 1500-х годах великий ученый задумался о транспорте такого рода. Среди его набросков и чертежей была своеобразная механизированная телега, движущаяся без лошади. Как и большинство изобретений мастера, оно не нашло своего реального воплощения, иначе автомобиль сейчас отмечал бы несколько столетий со дня своего рождения.

Веком позже, в 1600-х годах, голландский ученый, математик, инженер Симон Стевин сконструировал необычный транспорт – это были сухопутные яхты или, как их еще называли, парусные колесницы. Хотя изначально они создавались исключительно ради развлечения публики, впоследствии эти агрегаты преодолевали солидные расстояния между городами, выполняя роль «автобусов».

Прошло еще полтора столетия, когда в 1769 году по заказу французской армии инженер Никола Жозеф Кюньо построил настоящий самоходный автомобиль на паровом двигателе.


Впоследствии некоторые ученые опровергали достижения француза, приводя в пример китайские разработки, которые, правда, так и остались лишь придворными игрушками. Но уникальность данной разработки неоспорима: трехколесная телега имела паровой котел и аппарат с паровым цилиндром, который вращал переднее колесо.

Во время первого же «полевого» испытания конструкция практически сразу разбилась о городскую стену. Позднее инженеру удалось стабилизировать движение при скорости в 3 км/ч, однако агрегату каждые 20 минут требовалось останавливаться для набора пара, а само управление было чересчур сложным. Тем не менее, именно эта конструкция наиболее близко подошла к званию настоящего автомобиля, каким мы его представляем сейчас.

автомобиль Кулибина
На фото: автомобиль Кулибина

Нашему изобретателю Ивану Кулибину буквально пары десятилетий не хватило до тройки лидеров. Его самокатка появилась на свет только в 1791 году: она имела 3 колеса, педали для приведения в движение, трансмиссию и тормоз. Хотя конструкция больше напоминала веломобиль, она первой воплотила элементы, которые до сих пор применяются в каждом автомобиле.

От пара к внутреннему сгоранию

двигатель Ленуара
На фото: двигатель Ленуара

Как было сказано выше, Кюньо положил начало эпохи парового транспорта, которая продолжалась весь XIX век. Такие машины были тяжелы, неповоротливы, медлительны, но продолжали развиваться и получать всё большее распространение. Для таких повозок даже начали писать отдельные правила движения:

  • впереди каждого «автомобиля» обязательно шел человек с красным флагом, который должен был предупреждать прочих участников движения о приближающемся паровике;
  • шоферы, они же машинисты, не должны были выпускать пар из машины вблизи лошадей, чтобы свистом не пугать их и не вызывать «ДТП»;
  • скорость паровика ограничивалась в 3 км/ч в городе и 6 км/ч – за городом.


К 1850 году агрегаты, получившие названием локомобилей, нашли себе применение в сельском хозяйстве, а затем и в армии для транспортировки тяжелых грузов. В редких случаях такие автомобили создавались для повседневных нужд, а также в качестве диковинной игрушки с малой практической пользой.

Паровые машины показали себя слишком неуклюжими и затратными, поэтому инженеры и ученые продолжали эксперименты, пока не разработали двигатель внутреннего сгорания.

«Гонка вооружений»

Готтлиб Даймлер
На фото: Готтлиб Даймлер

Авторство ДВС приписывается Готтлибу Даймлеру в 1865 году, а также Карлу Бенцу в 1886 году. Однако предприимчивые немцы всего лишь своевременно запатентовали агрегат и дали ему шумную рекламу, тогда как первый опытный образец сконструировал еще в 1860 году малоизвестный французский изобретатель Этьен Ленуар.

Двигатель чрезмерно перегревался и нуждался в грамотной системе охлаждения, зато был бесшумный и достаточно мощный, чтобы немецкий инженер Отто в 1862 году установил его на свою машину. Затем будет скандал между Ленуаром, чья заслуга была позабыта, и Отто, который и сам вскоре был отодвинут назад дерзкими коллегами Даймлером и Бенцом.

Блестяще образованные Даймлер и Вильгельм Майбах работали в компании Отто, первый директором завода, второй – чертежником. Молодым людям не нравился двигатель Отто, который тот переработал с экземпляра Этьена Ленуара. У него были слабые характеристики и нестабильная работа, а потому массово устанавливать его на выпускаемые автомобили было неразумно.


Так как Отто не терпел критики и не собирался менять конструкцию, Даймлер с Майбахом начали самостоятельные изыскания. Такая дерзость не осталась безнаказанной — молодых людей уволили из компании, после чего те открыли собственную мастерскую.

Три года работы, и у изобретателей родился первый бензиновый двигатель со свечой зажигания, чуть позже – с карбюратором, а также с целой половиной лошадиной силы мощностью.

Для испытания агрегата в условиях реальной жизни был собран мотоцикл, на котором на глазах у изумленной публики прокатился сам Даймлер. Небольшое 3-километровое путешествие со скоростью 12 км/ч завершилось удачно, поэтому друзья запатентовали свое изобретение и вступили в соперничество со своим соотечественником – Карлом Бенцем.

Конкурент владел мастерскими по ремонту и производству ДВС, которые попутно он ставил на 3-колесные экипажи. Однако моторы не удовлетворяли Бенца характеристиками, и он решил создать свой. К 1885 году он испытал 1-цилиндровый 4-тактный двигатель, выдавший 2/3 лошадиных сил.

Технически все трое именитых немцев одновременно пытались запатентовать свои разработки, только в разных бюро, а потому каждый из них искренне верил, что именно он совершил революционное открытие.

Новое или хорошо забытое старое

первые электромобили
На фото: первые электромобили

Парадоксально, что электрокары, которые сейчас разрабатывает каждый уважающий себя автопроизводитель, имели распространение еще в XIX веке. Их создание в 1830 году, когда о ДВС еще ничего не знали, приписывают шотландскому и американскому изобретателям Роберту Андерсону и Томасу Дэвенпорту.

Конструкцию двигали электрические блоки питания, по сути являющиеся одноразовыми батарейками. Сама же машина представлялась порождением дьявола. В то время об электричестве знали крайне мало, а потому люди считали действия с ним сравнимыми с оккультизмом, а власти отказывались патентовать подобные разработки.

Хотя первый «блин» откровенно оказался комом, именно этому 200-летнему образцу современные автолюбители обязаны развитием электрического транспорта, а вовсе не гению Илона Маска.


Более практичную перезаряжаемую батарею создал в 1865 году французский физик Гастон Планте, которая и заменила одноразовые блоки в электромобилях. Однако слишком высокая стоимость таких машин, маломощность и тихоходность, чрезмерный вес и неповоротливость, а также «заговор» нефтяных компаний, которым надо было продавать свою продукцию, свели на нет всю работу в области электромобилей.

Затем была 52-мильная автогонка в Америке, где в числе победителей оказались сразу два электромобиля. К 1900-му году, опять же в Штатах, не только треть всего личного автотранспорта была электрической — даже автопарк нью-йоркского такси более чем на половину состоял из электромобилей.

Заключение

По состоянию на 2018 год, по всему миру ежегодно реализуется порядка 2 миллионов электромобилей, которые до такой популярности прошли не меньший путь, чем двигатели внутреннего сгорания. Сейчас ДВС, за которые так бились именитые инженеры, отошли в прошлое — никого не удивишь ни электрокарами, ни гибридными моделями, раньше считавшимися исчадиями ада.

Любопытно, что бы подумали да Винчи, Ленуар или Кулибин о беспилотных автомобилях, которыми будет управлять роботизированные комплексы и за которыми многие эксперты видят будущее автопромышленности?

Видео об истории создания автомобиля:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button