Автоновости в мире

Автомобили социалистической Болгарии

Автомобили социалистической БолгарииСтатья про автомобили Болгарии времен социализма: болгарский автопром, история моделей, их некоторые характеристики и интересные особенности. В конце статьи — видео о жизни в Болгарии.Статья про автомобили Болгарии времен социализма: болгарский автопром, история моделей, их некоторые характеристики и интересные особенности. В конце статьи — видео о жизни в Болгарии.

Автомобили социалистической Болгарии

Содержание статьи:

  1. Топ автомобилей Болгарии

  2. Видео о жизни в Болгарии


Сейчас автопромышленность Болгарии переживает существенный подъем, зарабатывая более 3 млрд. лев ежегодно. Однако эта страна никогда не была автомобильной державой, преимущественно занимаясь сборкой по лицензии зарубежных моделей. О болгарских машинах периода социализма — в нашем обзоре.

Топ автомобилей Болгарии

1. Чавдар

междугородний вариант автобуса Чавдар
На фото: междугородний вариант автобуса Чавдар

Этот болгарский производитель начинал в 1921 году как простая слесарная мастерская, состоящая из основателя Рачо Джамбова и трех его сотрудников.

В 1924 году рабочие попробовали сконструировать автобусный кузов, для которого впоследствии местный владелец компании пассажирских перевозок предоставил шасси от Fiat. С 1928 года предприятие Джамбова наращивает выпуск полноценных автобусов, которые в 1934 году получают шасси Mercedes-Benz.

Видя популярность болгарских автобусов, в 1935 году Рачо Джамбов получает приглашение о встрече от Chrysler, результатом которой стал долгосрочный договор о массовом выпуске автобусов на американском шасси, установленном на местные кузова.


В 1937 году Джамбов с несколькими своими сотрудниками отправляется в Германию для посещения сразу двух заводов – знаменитого Kaesbohrer и автобусного MAN. В поездке он заказывает современное немецкое оборудование, которое значительно улучшает качество производимых его предприятием автобусов. За период 1927-1947 годов завод Джамбова выпустил две сотни пассажирских автобусов.

По итогам Второй мировой войны предприятие было национализировано и переименовано в «Автокузовную Георгия Димитрова». Первая послевоенная продукция была выпущена заводом в 1948 году, уже на шасси Skoda RTO. Уникальный облик имели автобусы под названием «Родина», которые имели шасси Skoda Karosa: деревянный каркас с обитым фанерой салоном и внешней жестяной обшивкой.

В 50-х годах компания официально получает название «Чавдар», расширяет свое производство на конструирование троллейбусов. Предприятие неуклонно развивалось: новые модели от именитой Setra, междугородние модели Чавдар-11 М 4, которые активно разошлись по всему Советскому Союзу, эксперименты с венгерскими и чешскими силовыми агрегатами.

Распад Союза и общий закат социализма негативно сказался на дальнейшей жизни завода: сначала с конвейера перестали сходить автобусы, а затем сама компания была выкуплена авторемонтной мастерской.

2. Pirin-Fiat

«Гражданин» мира — Pirin Fiat 124
На фото: «гражданин» мира — Pirin Fiat 124

В 50-60-е годы Болгария искала пути развития своей промышленности, в том числе качественного автомобилестроения. Необходимо было найти опытного партнера, способного помочь как технически, так и в идейном плане. Выбор пал на Fiat, имевший на тот момент обширную практику по организации автомобильных заводов в других странах.

Так родилось партнерство болгарского предприятия Balkan и итальянского автоконцерна, в результате которого появилась машина Pirin Fiat. Она имела 2 модификации: малолитражку и полноценный седан, который впоследствии стал прототипом для множества автомобилей разных стран мира. В Союзе Pirin Fiat 124 воплотился в культовой модели своего времени – «копейке» ВАЗ-2101.

Итальянцы не были заинтересованы во вложении средств в автопроизводства в Болгарии, имея достаточно собственных проблем и планов, а потому на первой модели основательно «сэкономили». Они решили попросту доработать собственную машину с индексом 1300, увеличив ее колесную базу, расширив салон и установив новый силовой агрегат.

Кроме того, новая машина должна была получиться легкой и не затратной с точки зрения расходов на все компоненты.

Щедрое расширение автомобиля позволило обустроить добротный салон, вмещающий четверых взрослых человек, а также достаточно вместительный багажник. Движущей силой стал 1,2-литровый 60-сильный мотор, разгоняющийся до сотни километров за 20 секунд, что для столь бюджетной модели было очень неплохим достижением.

Однако несмотря на то, что машина побывала в Америке и Канаде, стала образцом испанского Seat 124, индийского Premier, турецкого Tofas Murat 124, корейского Fiat-KIA 124, за 6 лет производства было выпущено всего три сотни экземпляров. Автомобиль признали не прибыльным и прекратили его выпуск.

3. Bulgarrenault

Одна из самых экзотических болгарских моделей — Bulgarrenault
На фото: одна из самых экзотических болгарских моделей — Bulgarrenault

В 60-х годах французский Renault «пришел» в Болгарию, чтобы разместить в Пловдиве свой сборочный завод для выпуска модели Renault 8. Комплектующие для машин поставлялись напрямую от производителя, однако болгары намеревались не только локализовать предприятие, но и выйти на впечатляющий объем в 10 тысяч экземпляров в год.

В процессе сборки французских машин болгарские инженеры креативно переработали модель Alpine A110, получив самую экзотическую машину с названием Bulgaralpine. Она имела пластиковый кузов версии родстер из поставляемых из Франции, Польши и ГДР материалов, 98-сильный двигатель и салон собственной разработки.

Хотя роскошный седан получился интересным, надежным, настоящим семейным автомобилем с вместительным багажником и 46-сильным двигателем, в течение двух лет было произведено около 60-100 экземпляров. Причем, большинство отправилось в соседнюю Югославию, а также в ближневосточные страны и даже Австрию.


Недолговечна была и в целом судьба производства в Пловдиве, существовавшего до 1971 года. Французский производитель посчитал болгарский филиал нерентабельным и прекратил выпуск своих моделей.

4. Balkan

Не нашедшая воплощения разработка Balkan 1200
На фото: не нашедшая воплощения разработка Balkan 1200

Естественно, в рамках социалистической дружбы производили в Болгарии и советские автомобили. Так, классические «Москвичи» с индексами 408 и 412 получили местное наименование Rila и активно собирались на протяжении почти 10 лет.

Ежегодно с конвейера сходили порядка 15 тысяч «Москвичей», количество которых к 1990 году составило более 300 тысяч экземпляров. Поэтому советские туристы даже не удивлялись, когда во время отдыха где-нибудь на Золотых Песках повсеместно вокруг себя встречали родной автопром.

Но был у болгар и собственный проект – Balkan 1200, совместивший в себе базу и силовой агрегат от Фольксваген Жук, размеры и компоновку от Шкоды Октавии и трансмиссию от Фольксваген Транспортер. Модель имела две модификации – компактное купе и пикап, металлические элементы кузова для которых выгибались на особых деревянных матрицах ручным путем.

Машина откровенно строилась кустарным методом, буквально «на коленках», с использованием молотков и непрофессиональных рабочих. Болгарские производители пытались попросить помощь у дружественного Союза, но советское правительство не согласилось конструировать на свои деньги болгарский автомобиль. Таким образом, в свет вышло всего 2 экземпляра, которые даже не успели почувствовать асфальт под своими колесами.

Кстати, аналогичная судьба постигла и следующую разработку – микроавтобус Balkan Т800, на который также не нашлось ни средств, ни инженерных возможностей.

5. Мадара

Madara MT4
На фото: Madara MT4

В Болгарии выпускали даже советский грузовой транспорт — например, модели ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12 на заводе в городе Шумен. Причем болгары имели лицензию компании Perkins, на основании которой собирали в Варне на мотостроительном производстве очень экономичные дизельные силовые агрегаты.

Именно эти 80-сильные моторы инженеры начали устанавливать на грузовики, повысив их производительность. На протяжении 1967-1991 годов болгарская компания ежегодно выпускала до 3 тысяч популярных грузовиков, расходившихся по многих соцстранам.

Дополнительно завод в Шумене изготавливал и грузовой транспорт по лицензии Skoda, фактически представлявший собой типичный чешский LIAZ, только предназначенный для внутреннего рынка Болгарии.


У этого производителя также была попытка создать собственную модель – микроавтобус, созданный на базе 408-го «Москвича». Однако разработка не получила ни одобрения, ни финансовой поддержки, а потому проект постепенно был забыт.

Заключение

На долгие годы болгарская автопромышленность пришла в упадок и восстала из пепла лишь пару десятилетий спустя, благодаря китайским инвестициям и джипу Great Wall. Сейчас в стране несколько десятков самых разнообразных машиностроительных компаний, совместных предприятий и сборочных производств. Зарубежные бренды выбирают Болгарию для размещения своих заводов за счет дешевой рабочей силы и общих меньших затрат на организацию производственного процесса.

Однако тернистый путь болгарского автомобилестроения не позволил получить достойный опыт в данной области и вырастить грамотных специалистов, поэтому Болгария до сих пор не может похвастать собственными моделями.

Видео о жизни в Болгарии:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button