Польские автомобили: автопром ушедшей эпохи

24 января 2019 / 02:29166
Статья о польских автомобилях: вехи истории, интересные модели, характеристики, особенности машин. В конце статьи — видео про польские автомобили.

Польские автомобили: автопром ушедшей эпохи

Содержание статьи:

Польскую автопромышленность можно назвать совсем юной – первый собственный автомобиль увидел свет лишь в 1951 году. Часть моделей была создана польскими инженерами и была весьма оригинальной, часть копировала западный автопром, а еще часть — выпускалась по лицензии. О текущем состоянии этой отрасли и машинах ушедшей эпохи — в нашем обзоре.

Ранняя история



В начале XX века практически каждое развитое государство обзавелось собственным автопромом, пусть модели и не отличались изысканным дизайном, а их начинка не была сверхсложной и производительной.

Процесс организации производства не нес в себе больших затрат и хлопот, однако Польше всё равно никак не удавалось освоить эту отрасль. Ни вложенные средства, ни активная помощь правительства не могли поставить автомобилестроение на ноги.

Мешала также слабая автоматизация и трудности транспортировки, вследствие которых автокомпании вынуждены были работать исключительно на внутренний рынок.

Среди первых попыток польских инженеров можно отметить следующие:

CWS T-1



польский «Роллс-ройс» — модель CWS T-1
На фото: польский «Роллс-ройс» — модель CWS T-1

Эта модель, прозванная «польским Роллс-ройсом», является самой первой сконструированной и выпущенной на территории Польши. Она создавалась на базе шасси T-1, разработанного Тадеушем Тански.

Родилась машина в 1922 году, когда были представлены все необходимые для сборки чертежи и опробовано производство ключевых узлов и деталей. Из-за недостаточного опыта и нестабильного финансирования первый прототип удалось собрать только к 1925 году.

Производился автомобиль с 1925 года по 1932 год, пока руководство предприятия не приобрело патент на Polski Fiat. По условиям договора они не могли производить другие автомобили, кроме указанных в патенте — таким образом, CWS T-1 пришлось убрать со сборки.

В общей сложности за время существования было произведено более 500 автомобилей. В линейке можно было найти модификации:
  • Torpedo (с открытым верхом);
  • Berlina (седан);
  • кабриолет;
  • Kareta (с жёстким верхом);
  • пикап;
  • фургон.

Особенностью автомобиля был единый размер всех крепежных болтов и гаек, благодаря чему машину можно было собрать одним ключом.

PZInz 302



Артиллерийский тягач PZInz 302
На фото: Артиллерийский тягач PZInz 302

Это еще одна машина ранней поры, обязанная своим происхождением военному периоду, так как «списана» с артиллерийского тягача. В годы войны автомобиль состоял на вооружении Войска Польского, впоследствии стал доработанной версией «Fiat 518».

По шоссе автомобиль мог двигаться со скоростью 65 км/ч и на практике нередко использовался в качестве легкого грузовика.

Его вместимость позволяла перевозить до 5 человек или 80 боеприпасов, хотя изначально задумывался только для транспортировки орудий малого класса. Этот экземпляр польского автопрома производился до 1942 года.

Советская Польша



здание завода FSO в Польше
На фото: здание завода FSO в Польше

По окончании Второй мировой войны многие страны Восточной Европы начали строить свою новую историю при содействии СССР. Не избежала этой участи и послевоенная Польша.

После налаживания обширных связей с Советским Союзом в страну потекли товары и технологии, а потому практически все автомобили стали копией или производными от советских машин. Тогда развернулась широкомасштабная кампания по развитию собственного автомобилестроения, первым результатом которой стала самая крупная и известная варшавская компания — FSO.

Производитель, чьё полное название звучит как Fabryka Samochod?w Osobowych S.A., специализировался на производстве легкового автотранспорта. Имея достаточно большую историю и опыт, своих разработок она практически не имела, производя автомобили по лицензии.

Упразднили компанию в 2011 году, когда закончилась последняя лицензия на производство Шевроле Авео.

Nysa



Микроавтобус Nysa
На фото: микроавтобус Nysa

Этот небольшой микроавтобус отличался высокой надежностью, что удивительно, так как выпускался он на перепрофилированной мебельной фабрике. Под обозначением «N57» производилось две модификации:
  • развозной фургон;
  • микроавтобус на 8 мест.

Позже добавился грузопассажирский вариант и ограниченная партия Nysa 522, отличавшаяся высотой крыши. Это был специальный заказ немецких компаний, для которых высоту увеличили на 100 мм.

Модель имела лонжеронную раму и двигатель от ГАЗ-М-20 «Победа», который позже заменили на польский силовой агрегат S21 с мощностью в 70 л.с. Производился микроавтобус с 1957 по 1994 год, до 1980 года активно поставляясь в несколько стран, входивших в социалистический блок.

Со временем автомобиль морально устарел и потерял какой-либо спрос. Объемы производства начали постепенно снижаться, пока модель вовсе не сняли с выпуска. С 1996 года на мощностях завода производят машины под маркой Daewoo.

Star 660



Грузовик Star 660
На фото: грузовик Star 660

Этот грузовой автомобиль можно назвать одним из самых удачных в истории польского автопрома, причем являющимся собственной разработкой польских конструкторов. Лишь незначительные технические решения были взяты от других стран.

Эта машина повышенной проходимости отличалась впечатляющей выносливостью к условиям эксплуатации. Двигатель располагался под кабиной, что помогло сделать идеальную развесовку, упрощающую поездку по бездорожью.

В целом, модель походила на ЗИЛ-157, но имела большую грузоподъемность, выгодно отличавшую ее от всех имеющихся на тот момент аналогов.

Существовало большое количество модификаций, в основном выполняемых по заказу военных. Для гражданских целей широко применялись передвижные автомастерские, а также автокраны.

Производился грузовик дольше всех своих соотечественников — с 1965 по 1983 годы.


Zuk



Польский вариант «Газели»
На фото: Польский вариант «Газели»

Оригинальный автомобиль, предназначенный для развозки рабочих, а также доставки небольших грузов. Производился с 1956 года и позаимствовал для конструкции немало элементов от «Победы», в том числе силовой агрегат. Модельный ряд включал даже пикапы и фургоны, которые поставлялись во многие страны СЭВ.

В 1975 году стали производить новую модификацию, получившую аббревиатуру «В» и расширенный ассортимент:
  • грузопассажирский фургон;
  • бортовой грузовик;
  • микроавтобус.

Также второе поколение получило новый мотор «S21».

Год прекращения выпуска этого автомобиля разнится в зависимости от источника и находится в пределах 1993-1998 годов.

Warszawa



Warszawa
На фото: автомобиль Warszawa был частым участником торжественных парадов в Польше

Первый автомобиль, производившийся на мощностях FSO и фактически выглядевший точной копией ГАЗ-М-20 «Победа». По истечении нескольких лет создатели доработали его и создали новые, собственные модификации.

Производство началось в 1951 году, сборка осуществлялась из готовой штамповки и компонентов, привезенных из СССР. Постепенно на заводе организовывалось собственное производство комплектующих, на которые компания полностью перешла к 1956 году.

Инженеры несколько доработали конструкцию, упростив ее. Это позволило сэкономить материалы, ускорить сборку, что в свою очередь уменьшало стоимость. Согласно докладной записке руководству промышленности Польши, только металла удалось сэкономить около 114 кг.

Производилась модель до 1973 года. За это время было выпущено четыре поколения автомобиля.

Syrena



Автомобиль Syrena
На фото: автомобиль Syrena

Полностью польский автомобиль, который разрабатывался с целью заменить на конвейере Warszawa, однако длительное время они производились совместно.

Примечательно, но машина не претерпела изменений с 1957 года и до конца производства менялся только двигатель. Этот автомобиль стал одним из первых серийных переднеприводных легковых машин, чьим преимуществом был небольшой размер. Это позволило не только снизить цену, но и увеличить экономичность.

Всего производилось пять модификаций, которые отличались в основном силовыми агрегатами, а модель Syrena 104 еще и необычными фарами. Чуть позже появилась высоко оцененная сельскими жителями и фермерами модификация Syrena 105, которая получила кузов пикап.

В базовой версии на машину устанавливался двухцилиндровый мотор, что при массе в 950 кг обеспечивало хорошую динамику. Более поздние экземпляры получали трехцилиндровый агрегат. Производился автомобиль до 1983 года.

FSO 125p



FSO 125p
На фото: «Копейка»? Нет, FSO 125p

Это аналог советской «копейки», даже визуально очень с ней схожий. В основу модели лег Fiat-125, который от используемого ВАЗом Fiat-124 отличался иными габаритами. Компания FSO производила Фиат-125 по лицензии и, согласно договоренностям, могла дать автомобилю любое название. Однако руководство решило его принципиально не менять, добавив лишь маркировку завода.

Несмотря на договорные отношения, польские инженеры внесли в конструкцию некоторые собственные изменения:
  • фары изменили на круглые, что смотрелось более современно, чем оригинальная квадратная оптика;
  • для топлива установили плоский бак, который был безопаснее оригинального.

Производился автомобиль с 1967 по 1991 год и экспортировался в страны, входящие в блок СЭВ. На протяжении своей жизни он перенес несколько рестайлингов, хотя доработки преимущественно затрагивали салон. Машина приобрела больше пластиковых элементов, другую радиаторную решетку и оптику, но декоративные перемены не могли спасти ее от морального устаревания.

Polonez



Модель Polonez
На фото: модель Polonez

Оригинальный автомобиль, производившийся с 1978 года, часто обвиняемый в копировании дизайна «Фольксваген Гольф».

Это не соответствует истине, так как польские инженеры самостоятельно продумали дизайн, а вот подвеску действительно «подсмотрели». Однако это вполне распространенная практика среди конкурирующих производителей, которая встречается в автомобилестроении до сих пор.

Выпускалось три модификации этого автомобиля, которые имели большое количество вариантов кузовных решений. Он был широко распространен в Европе, активно поставляясь практически во все страны Старого Света, а в Египте вплоть до 2000 года существовал завод по отверточной сборке модели.

Закатом этой модели стал 1997 год, когда новые машины перестали продаваться в большую часть стран из-за несоответствия новым экологическим требованиям. Полностью производство прекратили в 2002 году.

Arrinera Hussarya



Прототип так и не созданного суперкара Arrinera Hussarya
На фото: прототип так и не созданного суперкара Arrinera Hussarya

Первый полностью польский суперкар, чья разработка началась в 2008 году, а первый прототип был продемонстрирован в 2015 году.

К сожалению, как бы заманчиво ни анонсировали серийный выпуск этой модели уже в 2016 году, ни один экземпляр так и не сошел с конвейера. Производитель объявил о своем банкротстве еще на стадии сборки опытного образца.

Заключение



В условиях развивающегося рынка польскому автопрому не удалось выжить. Его не спасли даже иностранные инвестиции, так как партнеры сами испытывали финансовые проблемы.

Да и сами поляки начали пересаживаться пусть на подержанные, но более качественные машины из соседней Германии. Открытие границ, знакомство с развитыми рынками не оставило польским автопромышленникам никаких шансов.

Видео про польские автомобили:

Теги
0
Интересные статьи:
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вы случайно не робот? *