Автоновости в мире

10 самых проходимых легких и суперлегких машин времен Второй мировой

Наиболее проходимые легкие и суперлегкие машины времен Второй мировой войны, их особенности и некоторые характеристики. Видео о крутых военных автомобилях.

10 самых проходимых легких и суперлегких машин времен Второй мировой
Тяжелая техника на фронтах Второй мировой была одной из составляющих всех крупных сражений. Но и легкие, вездеходные и подвижные транспортные средства тоже имели не меньшее значение. Для Германии, например, ее автомобили в начале блицкрига были движущей силой и основой ведения маневренной войны.

В советских войсках мобильный легкий транспорт играл ту же роль для отражения сил противника и дальнейшего наступления после перелома в войне и вплоть до победы. Какие самые известные машины для передвижения командиров и специальных команд использовались в ходе Второй мировой? Давайте рассмотрим подробнее.

1. Willys MB

1. Willys MB
Автомобиль повышенной проходимости американского производства поступал в СССР начиная с 1942 года в рамках ленд-лиза. Всего этих машин различных модификаций было получено примерно 52 тысячи.

Виллис себя отлично зарекомендовал и получил признание у советских войск, солдаты любили его за надежность и выносливость. Машину можно было использовать в разных родах войск, приспособив к военной обстановке – для разведки, перемещения командного состава, вывоза раненых, даже в качестве тягача для орудий. Легкий вездеход могли оборудовать стрелковым оружием – таким, как, например, пулемет.

Американцы создавали Виллис в 1940 году специально для армейских целей – нужна была машина для разведдеятельности, которая была бы способна с легкостью преодолевать бездорожье. Всем этим требованиям соответствовал проект компании Willys-Overland Motors. Модель Willys MВ начал выпускать уже Форд, когда США официально вступили в войну. Этот автомобиль положил начало широкому использованию названия «джип», поскольку его индекс «General Purpose» содержал буквы G и P.

Машина снабжалась полным приводом, его 4-х цилиндровый двигатель имел объем 2.2 л и нес мощность 54 л.с., что позволяло вездеходу развить скорость 104 км/час. Разъезжая на Виллисе, можно было уверенно преодолевать бездорожье на военных прифронтовых полях.

Попав в места с глубокой грязью, машина не вязла – благодаря небольшому весу бойцы могли спокойно вытащить ее своими руками, ухватившись за специально приспособленные для этого ручки. А входящие в комплект к автомобилю инструменты – лопата и топор, помогали выбраться из самых сложных участков фронтовой зоны, разбитых гусеницами танков или ям от снарядов.

Даже речной брод глубиной до полуметра был по силам этому шустрому прообразу джипа. В плане безопасности машина тоже характеризовалась в лучшую сторону – в ее кабине не было дверей, и при попадании под обстрел бойцы могли быстро покинуть транспорт, чтобы укрыться от пуль и осколков. Если же Виллис мог угодить колесами на мину, то экипаж часто оставался жив, так как бойцов волной выбрасывало из кабины.

2. Ford GPA

2. Ford GPA
Еще одна особая поставка из США в качестве военной помощи – миниатюрный автомобиль от компании Форд, который умел не только ездить по суше, но и преодолевать вплавь водные преграды.

Амфибия GPA, может, и не обладала особой красотой, но зато была незаменима в важных разведывательных операциях. Для командиров и бойцов советских разведрот Ford GPA имел особую ценность – за один плавучий автомобиль в войсках отдавали целых три Виллиса!

Советский Союз получил по ленд-лизу 50 тысяч этих плавучих машинок, однако условия ленд-лиза диктовали возвращение на родину части этой партии после окончания войны. Зато Великобритания, которая тоже получила в свое распоряжение GPA, и даже в два раза больше, чем СССР, после войны направила этот технопарк в страны, где продолжала вести свои колониальные войны.

3. ГАЗ-64

3. ГАЗ-64
В СССР также шли разработки легкого внедорожного автомобиля еще до начала Второй мировой войны. Поначалу советские инженеры скопировали американский прототип, в результате чего был разработан ГАЗ-64, первые образцы которого сразу после вступления войск Гитлера на нашу территорию поступили на фронт – в августе 1941 года.

Но поскольку в советской машине была скопирована до миллиметра ширина американской колеи, на наших фронтовых дорогах она не прижилась. Автомобили не вписывались в нашу стандартную колею, а при резких поворотах просто-напросто опрокидывались прямиком в кювет.

Машиностроители выпустили лишь небольшую партию ГАЗ-64 – 686 единиц, так как шасси для них в основном шли на производство броневиков БА-64 – единственного бронированного автомобиля, выпускавшегося советским автопромом в военное время.

Несмотря на первые недочеты, ГАЗ-64 принимал участие в боях под Москвой, где он оказался незаменимым. Когда командованию требовалось быстро перебрасывать на другие участки боевых действий расчеты противотанковых орудий и их боекомплекты, с задачей отлично справлялся именно отечественный ГАЗ-64.

4. ГАЗ-67

4. ГАЗ-67
Разработки собственного вездехода шли полным ходом, и в итоге был создан ГАЗ-67 – аналог американского Виллиса. Автомобиль начал поступать в серийное производство на конец 1942 года. Учтя недостатки ГАЗ-64, 67-й получил уже увеличенную ширину колеи, а его угловые крылья раскрылись, и широким выступом стали как зонтиком прикрывать колеса.

Машина получила за время службы на фронте подлинную любовь бойцов, которые стали шутливо называть ее «козликом», может быть, благодаря специфической «внешности». В конце войны, в 1944-м, 67-й модифицировали и уже стали выпускать как ГАЗ-67Б, причем в массовых количествах, и его производство осуществлялось до 1953 года, когда его сменил ГАЗ-69.

Конечно, ГАЗ-67 не был прямым аналогом Виллиса производства США, он имел ряд отличий и преимуществ, игравших существенную роль для наших условий в военное время. Так, например, «русский виллис», как его окрестили, оказался куда более приспособленным и неприхотливым, способным проходить те развороченные войной места, где прототип скорее всего застрял бы. Кроме того, наш ГАЗ-67 был намного тяговитее и брал на буксир объекты, которые по своей массе были бы недоступны «американцу».

Удобства и комфорт у русского вездехода были чисто нашими, без излишеств – рулевое управление работало туже, сидеть было не так удобно, тормоза и передачи коробки не очень послушные. Виллис США имел более мягкие педали, и тормоза работали более плавно. Он набирал скорость выше и имел короче тормозной путь. Зато ГАЗ-67 было проще обслуживать в фронтовых условиях, агрегаты унифицированы с распространенными автомобилями ГАЗ-ММ полуторка и ГАЗ-М1 «Эмка».

5. Kübelwagen

5. Kübelwagen
Легкие автомобили для армии Германия начала производить еще в 1920-х. Они задумывались как открытый транспорт для удобной езды по бездорожью и неровностям. Кюбельваген – распространенное название, переводящееся как «жестяное ведро» и отражающее сущность и характер немецкой армейской легкой машины для командования. Чаще всего так называли Volkswagen Typ 82, вышедший в производство уже после начала Второй мировой войны – в 1940 году.

Kübelwagen был скорее не автомобилем, а мотоколяской с задним приводом и слабосильным мотором, жестяным или тентованным кузовом. Но, тем не менее, он выпускался массово и отличался дешевым производством, его выгодно выделяло преимущество в виде легкого ремонта и хорошая проходимость по дорогам военного времени.

Этот автомобиль обладал отличной ремонтопригодностью, и немецкие военные никогда не испытывали перебоев в обеспечении запчастями. А небольшой вес «жестяного ведра» позволял в случае какой-либо необходимости переносить его с места на место – его могли поднять даже трое солдат.

Этот автомобиль имел задний привод и простой открытый кузов. Его 4-цилиндровый двигатель обладал мощностью 23,5 л.с., работая в паре с 4-ступенчатой механической коробкой. У «жестянки» не было рамы, вместо нее подвески крепились к плоскому штампованному днищу.

Несмотря на свою простоту, Volkswagen 82 был хорошо проходимым автомобилем, а для преодоления водных преград на основе 82-го немцы создали вариант амфибию Typ 166 Schwimmwagen. Германским военным автопромом было спущено с конвейера 50 тыс. обычных «жестянок» и 15 тыс. плавающих.

6. Volkswagen Typ 166

6. Volkswagen Typ 166
Его также называли Schwimmwagen или «плавающий автомобиль» в переводе. Разрабатывалась амфибия конструкторами фирмы Порше по заказу вермахта в 1941 году. Отличался хорошей плавучестью не только по воде, но и по жидкой грязи, что весьма пригодилось во время войны против СССР. Производился на заводах Порше и Фольксваген, и поскольку было выпущено 15 тыс. единиц этих амфибий, Typ 166 оказался самым массовым плавающим транспортным средством за время войны, обогнав даже американские Ford GPA.

Амфибия сконструирована в форме небольшой лодки, у которой гладкое днище. Машина могла ездить по суше, для этого случая был предусмотрен задний привод. Для движения в воде использовался гребной винт. Но когда автомобиль выбирался из воды, работал передний привод.

Для передвижения по бездорожью у Typ 166 было предусмотрено подключение переднего привода в дополнение к заднему. Машина стала любимым детищем легендарного Фердинанда Порше, который по окончании войны выбирался на Typ 166 отдохнуть и поохотиться.

7. Mercedes-Benz G5

7. Mercedes-Benz G5
Встав на путь захвата территорий, вермахт остро нуждался в автомобильной технике для полевых условий, и немецкие производители наперебой принялись выполнять запросы военных, направленные на эти цели. Так, еще в 1930-х Мерседес-Бенц начал разрабатывать свои легкие проходимые военные машины. Первым представителем этого класса был полноприводный Benz 170VL, а далее пошло производство других военных внедорожных автомобилей от Мерседес.

G5 стал надежной моделью класса полноприводных внедорожников для военных целей. Производитель установил бензиновый 2.0-л двигатель мощностью 45 л.с. в паре с 5-ступенчатой коробкой. Рамное шасси с лонжероном и простой открытый кузов с крышей в виде тента служили одной цели – машина зарекомендовала себя как сверхпроходимая и очень надежная, при этом весьма неприхотливая в обслуживании. Скорость могла достигать 85 км/час.

Все эти достоинства стали причиной того, что Mercedes-Benz G5 чаще всего работал в качестве штабного автомобиля для высших командиров вермахта. Хотя внедорожник был качественным и проходимым, его серия составила всего лишь 378 единиц, причем выпуск завершился уже в 1941 году.

8. Stoewer R180

8. Stoewer R180
Автомобиль начали производить в 1936 году в рамках создания стандартизированного семейства унифицированной группы «Айнхайтс» из пяти вариантов, которые бы обладали одинаковой конструкцией ходовой и шасси, массой и габаритами.

Первым из них стал вездеходный четырехместный Stoewer R180 на полном приводе. Его двигатель 1.8 л выдавал 42 л.с. Трансмиссия включала полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесного дифференциалов, независимые пружинные подвески и управляемость всех четырех колес.

Кроме фирмы Stoewer, которая выпустила 8 тыс. этих машин, производством занимались и другие – BMW, например, и Hanomag. Всего для нужд армии Германии было изготовлено 13 тыс. внедорожников.

9. Horch 901

9. Horch 901
Этот автомобиль также выпускался в рамках унифицированных машин «Айнхайтс», начиная с 1937 года. Рамный вездеход Хорьх на полном приводе, приводимый в движение 3.5-л двигателем, восьмицилиндровым V, способным выдать 80 л.с., так же, как и другие представители группы, имел четырехместный открытый кузов, его шасси тоже оборудовалось независимыми подвесками. Horch 901 мог развить скорость 90 км/час, а наличие двух топливных баков позволяло проехать до 400 км без дозаправок.

Внедорожный автомобиль имел грузоподъемность от 600 кг до 1 тонны, что делало его универсальным исполнителем, рассчитанным на выполнение самых разных военных задач. Его использовали в качестве разведавтомобиля, для подвозки снарядов, в саперных подразделениях, для санитарных или ремонтных команд.

На Хорьхе с усовершенствованным кузовом кабриолет разъезжали представители высшего командного состава вермахта. В Германии произведено 12 тыс. машин этой модели.

10. Kettenkraftrad HK-101

10. Kettenkraftrad HK-101
Суперлегкое транспортное средство, представляющее собой мотоцикл на необычном полугусеничном ходу. Этот тягач облегченного типа начали выпускать в компании NSU с 1940 года. Подразумевалось, что технику получат пехотные подразделения в целях повышения мобильности во время проведения блицкрига. Рассчитаны HK-101 были для парашютных и легких противотанковых подразделений.

Машина имела переднее колесо и сварной корпус, на который крепился гусеничный движитель – в конструкцию входили двигатель в 35 л.с., по бортам размещались по пять катков и гусеницы. Управлял мотоциклом водитель, и дополнительно два места предназначались для пассажиров, сидящих спиной к нему.

При весе 1200 кг гусеничный транспортер отличался уникальной проходимостью, которая превосходила все известные на то время армейские вездеходы всех производителей США и СССР. Скорость машина развивала до 75 км/час по ровной местности. Однако транспорт мог перевернуться в повороте, при этом водитель не имел возможности выбраться из-под упавшей на него машины. Немецкие производители выпустили 10 тысяч этих странных мотоциклов на гусеничном ходу.

Заключение

Легкие проходимые автомобили, которые создавались во время Второй мировой войны, разрабатывались специально для фронтовых условий и служили для выполнения различных военных задач. Но именно им мы обязаны появлению и развитию современных джипов и внедорожников. Основой наших огромных и комфортных автомобилей стали простые, надежные машины военных лет, которым, как и их создателям, надо отдать дань уважения.

Видео о крутых военных автомобилях:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button