10 самых интересных танковозов времен Второй мировой войны
Самые интересные танковозы времен Второй мировой войны, их наиболее важные технические особенности. Видео про лучшие танковозы.
Первые танки появились в Первую мировую войну и представляли собой недостаточно маневренные и оснащенные эффективной броней машины. Вторая мировая война стала толчком для появления новой усовершенствованной бронетехники, которая оказалась базой и главным средством крупных сражений и военных побед.
Но танки предназначены для боевых действий, а не передвижения, поэтому для их транспортировки необходима специальная техника – автомобильные танковые транспортеры или танковозы. Вот самые интересные тягачи, предназначенные для перевозки тяжелых бронемашин, которые были в ходу на полях Второй мировой.
1. Berliet GPE-3
Своим ходом танки перемещать нецелесообразно из-за того, что ходовая часть машин получает сильный износ, а скорость передвижения невысокая при большом расходе топлива. Экипаж устает и теряет боеготовность, а дорожное покрытие получает разрушения. Поэтому во всех армиях танки перевозят или автомобильным, или железнодорожным транспортом в зависимости от расстояния и инфраструктуры.
Первой страной, где начали рассматривать как вариант разработку специальных транспортных средств для перемещения танков, стала Франция. В этом случае для перевозки тяжелой техники можно было использовать дороги общего пользования, а не только перевозить танки, как раньше, по железной дороге.
В компании Berliet разработчики создали грузовые платформы различных модификаций, среди которых была самая простая с гладким полом, а также более сложная с оборудованием погрузочного механизма и лебедкой.
2. White-920
Грузовик производства США вначале использовался в качестве коммерческого и служил для перевозки бензина. Вторая мировая война вызвала необходимость переоборудования трехосного бензовоза White-920 под нужды армии, и он стал работать для транспортировки средней и легкой бронетехники.
3. Pacific М26
Американская компания Pacific занималась производством крупных тягачей-транспортеров, чтобы буксировать тяжелые танковые полуприцепы. Эти машины были рассчитаны на работу на близком расстоянии от фронтовой линии.
В 1943 Pacific начала выпускать М26 – тягач бронированный грузоподъемностью в 12 т седельного типа, с колесной формулой 6х6. Кабина на семь мест располагалась высоко и была выдвинута вперед, что отличало тягач от других представителей класса. Кабина имела защиту в виде стальных бронированных листов металла, и над всеми восемью оконными проемами размещались откидные бронещитки. Был оборудован люком для зенитного пулемета в верху кабины.
Тягач имел шестицилиндровый рядный двигатель, работающий на бензине марки Hall-Scott, мощность его была 240 л.с. Устанавливался мотор посередине переднего отсека кабины. Четырехступенчатая коробка помещалась там же в пару к нему и была способна обеспечить 12 ступеней только переднего хода.
Тягач снаряжался передней подвеской на рессорах, задние колеса имели пневматический тормоз, две лебедки устанавливались за кабиной и могли обеспечить тяговое усилие каждая по 20 т. Всего компанией Pacific было построено 752 тягача М26.
4. Cook Т20
Танковоз Т20 был разработан силами компании из США Cook и занял место в строю в 1944 году. Существовало два его варианта: в одном случае это был вариант седельного тягача, способного везти прицепы или полуприцепы. Второй вариант – в качестве бортовой машины с балансиром. Т20 были восьмитонными тягачами и имели колесную формулу 8х8.
Мощность 240 л.с. обеспечивал бензиновый двигатель Continental, который был поставлен в кабину за спиной водителя. Четырехступенчатая коробка передач работала с этим двигателем в паре.
Тягач Т20 отличался особенностью ходовой части, причем это было присуще обоим вариантам. Имелся передний привод с управлением передней тележкой. Хотя конструктивно это было сложным и тяжелым устройством, но в компенсацию этому оно отличалось надежностью и дешевизной исполнения.
5. Sterling Т26
Воодушевившись успехом разработки инженеров Cook, воплотившим свою удачную идею трансмиссии, военное ведомство США поручило дальнейшие работы по созданию танковоза компании Sterling. Так был создан четырехосный тягач для транспортировки танков Т26, грузоподъемность которого составляла 20 тонн. Впервые его выпустили в зимние месяцы 1945 года.
Тяжеловоз имел грузовую платформу 8х8, мощность обеспечивал бензиновый двигатель V12, который работал в паре сразу с двумя коробками передач – пятиступенчатой основной, и в дополнение к ней шла двухступенчатая раздаточная коробка.
Тягач имел сдвоенную кабину без дверей и двухскатные колеса. За кабиной посадочная площадка представляла собой деревянную грузовую платформу, установленную на стальную раму. Всего за полгода было произведено несколько Т26, но к лету инженеры доработали машину, создав наиболее тяжелую модель Т26Е1 – седельный тягач был оборудован двигателем V8 от танка, его мощность возросла до 525 л.с.
6. Mack Т8
Американская компания Mack в 1944 году решила усовершенствовать идею, положенную в основу тягача LeTourneau T4 – соединение в одну бронированную машину двух одноосных скреперов, которые будут обращены своими кабинами и двигателями в разные друг от друга стороны. Но танковый транспортер Т4 не прошел испытания в реальных условиях, поскольку был плохо приспособлен для боевой обстановки. Новое воплощение этой идеи модель Т8 разрабатывалась для транспортировки танков М26 и имела колесную формулу 8х8.
Это была конструкция из пары коротких тележек, каждая со своей кабинкой и собственным двигателем, выдающим 240 л.с. Колеса были односкатными неуправляемыми и обращались в противоположные стороны. Между тележками находилась погрузочная платформа, оснащенная отсоединяющимися лебедками барабанного типа. Это давало возможность платформу делать наклонной или опускать прямо на грунт, танк мог заезжать на нее своим ходом, что делало погрузку более быстрой.
В 1945-м был создан транспортер Т8Е1, который имел мощный двигатель от танка марки Ford GAA V8 и усиленную трансмиссию. Мотор выдавал мощность до 500 л.с.
7. Dart Т13
Небольшая компания в США Dart Truck внесла свой вклад в разработку танковых тягачей, предложив в 1942-м транспортер открытого типа Dart Т13 седельный, с колесной базой 6х6. Предполагалось, что танк М3, относящийся к среднему типу, можно будет доставлять к линии фронта на низкорамном полуприцепе М15, чья грузоподъемность достигала 40 тонн.
К достоинствам Т14 можно отнести его двигатель мощностью в 250 л.с., работающий вместе с трехступенчатой коробкой, наличие лебедки, размещенной на бампере и предназначенной для того, чтобы сам тягач можно было вытащить. А также у него имелись специальные средства для перегрузки танков.
Тягач оснащался четырьмя парами односкатных колес, кабиной с мягкими сиденьями и имел блок управления, его фары были заключены в цилиндрические корпуса.
8. Diamond T 980
Красная Армия к началу войны имела недостаточно собственной техники для перевозки и буксировки тяжелых танков, поэтому начали использовать привозные по ленд-лизу колесные транспортеры из США. Собственные колесные тягачи Союз не выпускал, поскольку доставлять танки на линию фронта автотранспортом не предусматривалось.
Компания из Америки Diamond T производила грузовики, которые имели прекрасную репутацию, что позволило поставлять на нужды фронта в Первую мировую полторы тысячи грузовиков грузоподъемностью от 3 до 5 тонн.
С началом Второй мировой Diamond T переключилась на продукцию военного назначения, куда входили тяжелые грузовики моделей 980 и 981 грузоподъемностью 8 тонн. Примерно тысячу Т 980 в 1942 закупило военное ведомство Великобритании, а в 1943 году и СССР приобрел около 500 тягачей.
На фронте T 980 служил исправно, и водители отмечали надежность «американца» и его комфортные условия. Танковозы легко буксировали 45-тонный груженый прицеп, а мощная лебедка позволяла ему функционировать, как эвакуатор. Даже после войны эти машины продолжали работать на сибирских стройках и в лесах Забайкалья, срок их службы исчислялся 10-20 годами.
Трехосный Diamond T 980 с колесами 6х4 шел в комплектации с трехосным прицепом, способным поднимать до 45 тонн груза. Капот имел форму вытянутого носа, под ним работал надежный шестицилиндровый дизельный мотор рядного типа мощностью 200 л.с.
Конструкторы заложили в мотор хороший запас прочности: чугунная отливка картера совместно с блоком цилиндров, семиопорный коленвал, алюминиевые поршни. Скорость автомобиль не развивал более 26 км/час с загруженным прицепом, а без него максимально мог разогнаться до 34 км/час.
На усиленной лонжеронной раме размещалась двухместная кабина полностью из металла вместе с лебедкой, способной поднимать десять тонн. Работал T 980 тихо и экономно, на 100 км по шоссе он потреблял 126 кг топлива с полностью загруженным прицепом. Его топливные баки, куда в целом вмещалось 585 л, были рассчитаны на 400 км дороги.
9. Büssing-NAG 900
В Германии, которая серьезно относилась к своей военной технике, занимались не переоборудованием коммерческих грузовиков, а созданием специальных тягачей и полуприцепов для перевозки бронемашин. Здесь уже в 30-годы производили один из лучших в техническом плане грузовиков – Büssing-NAG 900.
Этот автомобиль обладал внушительными габаритами – в длину он достигал 10 метров, а его собственный вес составлял 9 тонн. Грузоподъемность 900-го также составляла 9,5 тонн, что по весу было равным Pz.Kpfw.II – самому тяжеловесному танку германского вермахта.
Тягач NAG 900 имел вытянутую форму капота и три колесные оси. Внутри устанавливался шестицилиндровый работающий на дизеле рядный двигатель, способный выдавать мощность 130 л.с. При полной загрузке грузовик способен двигаться по трассам со скоростью 58 км/час. Дополнительно NAG 900 мог быть доукомплектован прицепом с двумя осями усиленной конструкции для добавления техники.
Фирма Büssing, занимая лидирующие позиции на рынке грузовиков коммерческого назначения, отличалась экономичностью своих моторов. Танковоз 900-й имел это преимущество сполна, потребляя при езде по шоссе с полной нагрузкой около 40 л топлива на 100 км.
В 1937 вермахт сделал заказ на поставку этих тяжелых машин. Для армии 900-е слегка модифицировали, и они получили пониженную раму, что упрощало погрузку и перевозку танков.
10. Faun L900
Другой компанией в Германии, с успехом задействованной для выпуска тяжелых транспортных грузовиков, стала Faun. Если ранее она производила обширный спектр легковых машин, грузовиков и спецавтомобилей для коммунальных служб, то начиная с 30-х, когда Германия интенсивно готовилась к войне, компания Faun включила в свои планы по выпуску тяжелые грузовики, работающие на дизельных двигателях.
В 1937 году начали выпускать коммерческие грузовые машины L600 (2-осный грузоподъемностью 6 тонн) и L750 (2-осный, 7,5 тонн), L900 (трехосный, 9 тонн грузоподъемности). Для армейских нужд в компанию поступил заказ для выпуска 200 танковозов с повышенной грузоподъемностью 9,5 т. Для выполнения заказа пришлось модифицировать L900, повысив его возможности по подъему грузов на 0,5 т. В результате за самый короткий срок появился Faun L900 D567 для перевозки немецкой бронетехники.
Капот удлиненной формы скрывал рабочий дизельный мотор Deutz, который выдавал 150 л.с. По внешнему облику и конструктивно тягач был похож на Büssing-NAG 900. У него также была односкатная ошинковка колес и имелась пониженная рама в погрузочных целях, двигатель на дизельном топливе. Но у тягача фирмы Faun кабина была открытой и максимально упрощенной по конструкции.
Поступая в распоряжение танковых войск вермахта, оба тягача – и фирмы Faun, и Büssing, укомплектовывались двухосными десятитонными прицепами модели Sd.Ah.115. В результате автопоезд был способен перевезти сразу по два тяжелых немецких танка Pz.Kpfw.II, покрывая путь в 360 км по шоссе. Это обеспечило отличную мобильность немецким танковым подразделениям во время захвата Франции.
Однако в условиях бездорожья на востоке Европы и в СССР этим тяжелым танковозам было невозможно передвигаться, поэтому далее во Второй мировой войне они уже не использовались для транспортировки танков. Их продолжали применять как обычный транспортный грузовик и для установки зенитных орудий и другого оборудования.
Заключение
Танковозы времен Второй мировой войны – интересные образцы военной техники прошлого. Хотя сейчас подобные средства транспортировки многократно сложнее и мощнее, первые разработанные модели для автоперевозок тяжелых бронированных танков служат образцом надежности и долговечности. Такие машины старательно восстанавливаются и выставляются для ознакомления с военной техникой прошлых лет.
Видео про лучшие танковозы: