На чем ездят в Северной Корее: машины лидеров страны и простого народа
Как сейчас живет Северная Корея, на чем ездят простые люди и элита страны. Особенности северокорейского автопрома. Видео об автомобилях в Северной Корее.
Не так уж много на планете изолированных и закрытых во всех смыслах стран, и одна из них – Северная Корея. Уверенно, несмотря ни на что, шагающая по пути к коммунизму, эта страна выстроила свою политическую систему так, что проникнуть в ее внутреннюю жизнь никому не удается.
Посетившие КНДР туристы привозят яркие впечатления, но постичь все тайны коммунистического общества никто не может. Быт и повседневная жизнь северокорейцев – тоже тайна за семью печатями, туда иностранцам вход воспрещен. Но кое-что все-таки разглядеть удается. Например, на чем ездят граждане страны победивших идеалов чучхе и их великие руководители.
Северная Корея отгородилась от всего мира в экономическом и политическом отношении, вооруженная до зубов не только ракетами, но и всесильной пропагандой и цензурой. Но это еще не значит, что в этой стране полностью отсутствует собственная автомобильная промышленность. Она есть, хотя отличается своеобразием.
По некоторым оценкам сторонних исследователей, государство с населением примерно 26 млн человек имеет несколько автозаводов, – три из них крупных, – и производит до 50 тысяч автомобилей в год. Этот объем идет преимущественно на пополнение парка военной техники, грузовиков и автобусов, но выпускается и легковой транспорт.
В КНДР автомобиль – роскошь, а не средство передвижения
Те немногие туристы и журналисты, кому довелось побывать в КНДР, утверждают, что на улицах Пхеньяна насчитывается больше регулировщиков движения, чем автомобилей. Даже в столице позволить себе иметь частный автомобиль могут единицы – это самые высокопоставленные военные и гражданские чиновники. Простые люди довольствуются общественным транспортом – у них есть метро, автобусы и троллейбусы.
В провинции жизнь северокорейцев совсем бедная, там чаще всего встречается сельскохозяйственный и грузовой транспорт – грузовики, люди поголовно ездят на мопедах и велосипедах.
Но не все так однозначно. Тотальная бедность в этой стране победившего коммунизма уже позади, и КНДР в последние годы бурно развивается.
В Северной Корее быстрыми темпами строятся целые жилые кварталы, и притом не из унылого бетона, как в былые времена в СССР, а из яркого разноцветного камня. Зарплаты в среднем от 50 до 100 долларов, а крупный чиновничий аппарат может иметь жалованье, доходящее до 500 долларов.
Ясное дело, что приобрести автомобиль могут далеко не все. Это прерогатива самых влиятельных особ государства и тех, кто совершил что-то выдающееся во благо чучхе и был награжден за верность коммунистическому идеалу и общественному строю. В столице в машинах в основном разъезжают либо государственные чиновники, либо работники посольств.
В последние годы автомобиль стал доступнее зажиточному классу Северной Кореи, но все-таки люди предпочитают фиктивно оформить транспорт как собственность предприятия. До недавнего времени в стране существовал запрет на покупку автомобиля, можно было лишь получить его в качестве подарка от богатеньких родственников из Японии, например. Вот только гражданин обязан был сдать его государству, поэтому даритель вынужден был предоставить два автомобиля, один из которых поступал в государственную собственность. И хотя в КНДР пока не работают автосалоны, постепенно ситуация изменяется.
Автозаводы Северной Кореи и их продукция
Завод Sungri основан в 1950 году в городе Тхонъен и стал первым, выпускающим серийно грузовые автомобили, которые являлись аналогом советских ГАЗ-51. Выходили они под маркой Sungri-58 и были копией грузовиков из дружественного СССР.
Три года спустя северокорейский завод приступил к сборке полноприводного грузовика Sungri-61, образцом которого послужил советский ГАЗ-63. Эти модели грузового транспорта выпускаются и сейчас, но, хотя они и получили некоторую доработку за все эти годы, в конечном итоге в них всегда можно узнать грузовичок СССР 40-х годов прошлого столетия.
Это именно в них корейцы установили газогенераторы для того, чтобы машина работала не на бензине, в котором эта бедная страна испытывала недостаток, а использовала в качестве источника топлива дрова!
До сих пор в Северной Корее можно встретить наши «Волги» – сюда импортировались и ГАЗ-21, и ГАЗ-3102. Завод Sungri производил и производит до сих пор также автомобили по лицензии СССР – копии «Победы», дав им красивое название Achimkoy, что в переводе звучит как «Утренний цветок». Правда, модернизировав впоследствии эту машину, северокорейцы придали ей схожесть с американским Jeep.
Завод Pyongsang построен в городе Пхенсон, и выпускал он в 1968 году аналог советского внедорожного автомобиля ГАЗ-69, получивший у корейцев название Kaengsaeng 68NA («Полагаемся на себя»).
Его по-разному модифицировали, например, превратив в грузовик. Или оснащали кузовом-тентом – эта военная модель напоминала УАЗ и выходила под именем Kaengsaeng 85. Для гражданского применения крышу делали более прочной, из стали. В 1970-х автозавод Pyongsang приступил к выпуску легкового седана Paektusan, в котором можно было узнать ГАЗ-24 по внешней форме, но технически база его была основана на ГАЗ-21 или копировала нашу «Победу».
Выпускался на автозаводе Pyongsang грузовик, которому дали название Taepaksan. Северокорейские автопромовцы вдохновлялись советским ЗИЛ-130, но поскольку они действовали не на основе купленной у СССР лицензии, а на свой страх и риск, и копия получилась весьма неточной. Очень часто копии получались намного хуже оригинала.
Особенно обескураживающей попыткой сделать собственный Мерседес стало неудачное копирование Mercedes-Benz 190E. Заполучив в качестве образца единственный завезенный в КНДР экземпляр, инженеры разделали его, как бог черепаху.
Модель называлась Kaengsaeng 88 и работала на двигателе ГАЗ-69, но автостроителям не удалось воспроизвести ни климатическую систему Мерседеса, ни усилитель руля. Даже стекла у Kaengsaeng 88 вообще не опускались, однако, несмотря на это, в салон набивалась пыль. Зеркало заднего вида было предусмотрено только для водительской стороны.
На заводе также выпускали грузовики, взяв за образец советские ГАЗ-51 или ГАЗ-63, а также КрАЗ-256. Двигатели, которые были созданы как копии от ГАЗ, потребляли гораздо больше бензина, чем оригинал.
Завод Pyeonghwa – это новое предприятие, которое было основано в 1998 году в городе Нампхо совместно с вьетнамской Mekong Motors – компанией, обладавшей лицензией на модели Fiat. Это стало отправной точкой для создания моделей Северной Кореи на базе автомобилей Fiat. Например, модель Huiparam (на корейском это «Свисток») – базируется на Fiat Palio/Albea, модель Ppeokkugi (по-корейски «Кукушка») – копия фургона Fiat Doblo.
Не получилось воспроизводить итальянские авто – не беда, инженеры-разработчики КНДР с легкостью переключились на китайский автомобиль Brilliance, по его образцу создав «Свисток» 2 или 3 – Huiparam II или Huiparam III.
Очень приглянувшееся название «Кукушка» тоже не стали убирать – это имя начали давать внедорожникам, пикапам Huanghai Landscape или Plutus из Китая родом, производимые компанией SG Automotive. Которая, в свою очередь, точно так же снимала кальку с японских или американских моделей, правда, при этом игнорируя качество сборки и инженерную составляющую.
Какие автомобили можно встретить на дорогах КНДР
До сих пор можно увидеть на северокорейских дорогах старенькие Volvo 144, которые были «закуплены» еще в 1973 году тогдашним правительством, правда и до нынешних времен эту партию так и не оплатили.
Должок за корейцами так и числится. За прошедшие десятилетия он сильно оброс пеней и ныне составляет более 300 млн долларов. Только есть ли сила, которая способна заставить Северную Корею расплатиться со шведской стороной? Вряд ли, а вот машины и поныне исправно служат народу.
В КНДР поставлялись советские автомобили – «Приоры», «Нивы», и они ездят по дорогам до наших дней. Встретить можно и различные японские машины разных лет выпуска. Несмотря на то, что воинственная страна давно находится под самыми строгими санкциями, доступ к запрещенке она имеет, поэтому можно видеть, как по ее дорогам ездят современные «Лексусы».
Роскошь северокорейской элиты
Страна в последнее время встала на рыночный путь, и это теперь сказывается на всем. Образовалось сильное и контрастное расслоение общества: с одной стороны – на бедных бесправных обычных трудяг, которые вынуждены выдерживать давление пропаганды, а с другой стороны – на все более богатеющую элиту – чиновников, военную аристократию, членов правительства.
Глава КНДР товарищ Ким вовсе не чужд роскошной жизни, он является обладателем внушительного парка престижных дорогостоящих авто, которых у него около 1000, и все премиум- и люкс-классов.
Это лимузины – не один, а несколько! В частности, речь идет о Mercedes-Benz S-Class, попавших к Ким Чен Ыну неведомыми путями, в обход торговых ограничений и санкций. В парке главы государства содержатся несколько бронированных «Майбахов», имеется роскошный Rolls-Royce Phantom.
Высший статус лидера подчеркивает его парадный выезд, когда 12 отборных телохранителей окружают лимузин и бегом сопровождают движущийся автомобиль. Получается, коммунизм коммунизмом, но в Северной Корее народу – автобусы и велосипеды, а вождям и элите – качественный и дорогой личный транспорт.
Заключение
КНДР сегодня – совсем не нищая страна, где люди питались травой, а государство, у которого темпы экономического развития превысили показатели Южной Кореи. Выполнив программу по военному развитию, теперь руководство берет курс на рост экономики.
Уже сейчас приезжающие в Северную Корею отмечают наличие в столице хороших автомобилей, ресторанов и насыщенного китайскими товарами рынка. Все больше людей богатеют и реализуют свою возможность приобрести современный автомобиль, используя его не как знак престижа, а по его прямому назначению – удобный проезд из пункта А в пункт Б.
Видео об автомобилях в Северной Корее: