Автоновости в мире

На чем ездят в Северной Корее: машины лидеров страны и простого народа

Как сейчас живет Северная Корея, на чем ездят простые люди и элита страны. Особенности северокорейского автопрома. Видео об автомобилях в Северной Корее.

На чем ездят в Северной Корее: машины лидеров страны и простого народа
Не так уж много на планете изолированных и закрытых во всех смыслах стран, и одна из них – Северная Корея. Уверенно, несмотря ни на что, шагающая по пути к коммунизму, эта страна выстроила свою политическую систему так, что проникнуть в ее внутреннюю жизнь никому не удается.

Посетившие КНДР туристы привозят яркие впечатления, но постичь все тайны коммунистического общества никто не может. Быт и повседневная жизнь северокорейцев – тоже тайна за семью печатями, туда иностранцам вход воспрещен. Но кое-что все-таки разглядеть удается. Например, на чем ездят граждане страны победивших идеалов чучхе и их великие руководители.

Северная Корея отгородилась от всего мира в экономическом и политическом отношении, вооруженная до зубов не только ракетами, но и всесильной пропагандой и цензурой. Но это еще не значит, что в этой стране полностью отсутствует собственная автомобильная промышленность. Она есть, хотя отличается своеобразием.

По некоторым оценкам сторонних исследователей, государство с населением примерно 26 млн человек имеет несколько автозаводов, – три из них крупных, – и производит до 50 тысяч автомобилей в год. Этот объем идет преимущественно на пополнение парка военной техники, грузовиков и автобусов, но выпускается и легковой транспорт.

В КНДР автомобиль – роскошь, а не средство передвижения

В КНДР автомобиль – роскошь, а не средство передвижения
Те немногие туристы и журналисты, кому довелось побывать в КНДР, утверждают, что на улицах Пхеньяна насчитывается больше регулировщиков движения, чем автомобилей. Даже в столице позволить себе иметь частный автомобиль могут единицы – это самые высокопоставленные военные и гражданские чиновники. Простые люди довольствуются общественным транспортом – у них есть метро, автобусы и троллейбусы.

В провинции жизнь северокорейцев совсем бедная, там чаще всего встречается сельскохозяйственный и грузовой транспорт – грузовики, люди поголовно ездят на мопедах и велосипедах.

Но не все так однозначно. Тотальная бедность в этой стране победившего коммунизма уже позади, и КНДР в последние годы бурно развивается.

В Северной Корее быстрыми темпами строятся целые жилые кварталы, и притом не из унылого бетона, как в былые времена в СССР, а из яркого разноцветного камня. Зарплаты в среднем от 50 до 100 долларов, а крупный чиновничий аппарат может иметь жалованье, доходящее до 500 долларов.

Ясное дело, что приобрести автомобиль могут далеко не все. Это прерогатива самых влиятельных особ государства и тех, кто совершил что-то выдающееся во благо чучхе и был награжден за верность коммунистическому идеалу и общественному строю. В столице в машинах в основном разъезжают либо государственные чиновники, либо работники посольств.

В последние годы автомобиль стал доступнее зажиточному классу Северной Кореи, но все-таки люди предпочитают фиктивно оформить транспорт как собственность предприятия. До недавнего времени в стране существовал запрет на покупку автомобиля, можно было лишь получить его в качестве подарка от богатеньких родственников из Японии, например. Вот только гражданин обязан был сдать его государству, поэтому даритель вынужден был предоставить два автомобиля, один из которых поступал в государственную собственность. И хотя в КНДР пока не работают автосалоны, постепенно ситуация изменяется.

Автозаводы Северной Кореи и их продукция

Sungri-61
Sungri-61

Завод Sungri основан в 1950 году в городе Тхонъен и стал первым, выпускающим серийно грузовые автомобили, которые являлись аналогом советских ГАЗ-51. Выходили они под маркой Sungri-58 и были копией грузовиков из дружественного СССР.

Три года спустя северокорейский завод приступил к сборке полноприводного грузовика Sungri-61, образцом которого послужил советский ГАЗ-63. Эти модели грузового транспорта выпускаются и сейчас, но, хотя они и получили некоторую доработку за все эти годы, в конечном итоге в них всегда можно узнать грузовичок СССР 40-х годов прошлого столетия.

Это именно в них корейцы установили газогенераторы для того, чтобы машина работала не на бензине, в котором эта бедная страна испытывала недостаток, а использовала в качестве источника топлива дрова!

До сих пор в Северной Корее можно встретить наши «Волги» – сюда импортировались и ГАЗ-21, и ГАЗ-3102. Завод Sungri производил и производит до сих пор также автомобили по лицензии СССР – копии «Победы», дав им красивое название Achimkoy, что в переводе звучит как «Утренний цветок». Правда, модернизировав впоследствии эту машину, северокорейцы придали ей схожесть с американским Jeep.

Achimkoy
Achimkoy

Завод Pyongsang построен в городе Пхенсон, и выпускал он в 1968 году аналог советского внедорожного автомобиля ГАЗ-69, получивший у корейцев название Kaengsaeng 68NA («Полагаемся на себя»).

Его по-разному модифицировали, например, превратив в грузовик. Или оснащали кузовом-тентом – эта военная модель напоминала УАЗ и выходила под именем Kaengsaeng 85. Для гражданского применения крышу делали более прочной, из стали. В 1970-х автозавод Pyongsang приступил к выпуску легкового седана Paektusan, в котором можно было узнать ГАЗ-24 по внешней форме, но технически база его была основана на ГАЗ-21 или копировала нашу «Победу».

Kaengsaeng 68NA
Kaengsaeng 68NA

Выпускался на автозаводе Pyongsang грузовик, которому дали название Taepaksan. Северокорейские автопромовцы вдохновлялись советским ЗИЛ-130, но поскольку они действовали не на основе купленной у СССР лицензии, а на свой страх и риск, и копия получилась весьма неточной. Очень часто копии получались намного хуже оригинала.

Особенно обескураживающей попыткой сделать собственный Мерседес стало неудачное копирование Mercedes-Benz 190E. Заполучив в качестве образца единственный завезенный в КНДР экземпляр, инженеры разделали его, как бог черепаху.

Taepaksan
Taepaksan

Модель называлась Kaengsaeng 88 и работала на двигателе ГАЗ-69, но автостроителям не удалось воспроизвести ни климатическую систему Мерседеса, ни усилитель руля. Даже стекла у Kaengsaeng 88 вообще не опускались, однако, несмотря на это, в салон набивалась пыль. Зеркало заднего вида было предусмотрено только для водительской стороны.

На заводе также выпускали грузовики, взяв за образец советские ГАЗ-51 или ГАЗ-63, а также КрАЗ-256. Двигатели, которые были созданы как копии от ГАЗ, потребляли гораздо больше бензина, чем оригинал.

Kaengsaeng 88
Kaengsaeng 88

Завод Pyeonghwa – это новое предприятие, которое было основано в 1998 году в городе Нампхо совместно с вьетнамской Mekong Motors – компанией, обладавшей лицензией на модели Fiat. Это стало отправной точкой для создания моделей Северной Кореи на базе автомобилей Fiat. Например, модель Huiparam (на корейском это «Свисток») – базируется на Fiat Palio/Albea, модель Ppeokkugi (по-корейски «Кукушка») – копия фургона Fiat Doblo.

Huiparam
Huiparam

Не получилось воспроизводить итальянские авто – не беда, инженеры-разработчики КНДР с легкостью переключились на китайский автомобиль Brilliance, по его образцу создав «Свисток» 2 или 3 – Huiparam II или Huiparam III.

Очень приглянувшееся название «Кукушка» тоже не стали убирать – это имя начали давать внедорожникам, пикапам Huanghai Landscape или Plutus из Китая родом, производимые компанией SG Automotive. Которая, в свою очередь, точно так же снимала кальку с японских или американских моделей, правда, при этом игнорируя качество сборки и инженерную составляющую.

Ppeokkugi
Ppeokkugi

Какие автомобили можно встретить на дорогах КНДР

Какие автомобили можно встретить на дорогах КНДР
До сих пор можно увидеть на северокорейских дорогах старенькие Volvo 144, которые были «закуплены» еще в 1973 году тогдашним правительством, правда и до нынешних времен эту партию так и не оплатили.

Должок за корейцами так и числится. За прошедшие десятилетия он сильно оброс пеней и ныне составляет более 300 млн долларов. Только есть ли сила, которая способна заставить Северную Корею расплатиться со шведской стороной? Вряд ли, а вот машины и поныне исправно служат народу.

В КНДР поставлялись советские автомобили – «Приоры», «Нивы», и они ездят по дорогам до наших дней. Встретить можно и различные японские машины разных лет выпуска. Несмотря на то, что воинственная страна давно находится под самыми строгими санкциями, доступ к запрещенке она имеет, поэтому можно видеть, как по ее дорогам ездят современные «Лексусы».

Роскошь северокорейской элиты

Роскошь северокорейской элиты
Страна в последнее время встала на рыночный путь, и это теперь сказывается на всем. Образовалось сильное и контрастное расслоение общества: с одной стороны – на бедных бесправных обычных трудяг, которые вынуждены выдерживать давление пропаганды, а с другой стороны – на все более богатеющую элиту – чиновников, военную аристократию, членов правительства.

Глава КНДР товарищ Ким вовсе не чужд роскошной жизни, он является обладателем внушительного парка престижных дорогостоящих авто, которых у него около 1000, и все премиум- и люкс-классов.

Это лимузины – не один, а несколько! В частности, речь идет о Mercedes-Benz S-Class, попавших к Ким Чен Ыну неведомыми путями, в обход торговых ограничений и санкций. В парке главы государства содержатся несколько бронированных «Майбахов», имеется роскошный Rolls-Royce Phantom.

Охрана в Северной Корее
Высший статус лидера подчеркивает его парадный выезд, когда 12 отборных телохранителей окружают лимузин и бегом сопровождают движущийся автомобиль. Получается, коммунизм коммунизмом, но в Северной Корее народу – автобусы и велосипеды, а вождям и элите – качественный и дорогой личный транспорт.

Заключение

КНДР сегодня – совсем не нищая страна, где люди питались травой, а государство, у которого темпы экономического развития превысили показатели Южной Кореи. Выполнив программу по военному развитию, теперь руководство берет курс на рост экономики.

Уже сейчас приезжающие в Северную Корею отмечают наличие в столице хороших автомобилей, ресторанов и насыщенного китайскими товарами рынка. Все больше людей богатеют и реализуют свою возможность приобрести современный автомобиль, используя его не как знак престижа, а по его прямому назначению – удобный проезд из пункта А в пункт Б.

Видео об автомобилях в Северной Корее:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button