7 главных отличий внедорожника от кроссовера и кросс-хэтчбека
Какие важные признаки отличают друг от друга внедорожники, кроссоверы и кросс-хэтчи: особенности этих автомобилей. Видео про надежные внедорожники.
Довольно сложно отличить внедорожник от обычного городского кроссовера. Люди зачастую предпочитают глубоко не вникать в терминологию и набор отличительных признаков, называя все автомобили подряд внедорожниками. Но мало того, что не улавливается разница между этими двумя классами с разными типами кузова, в последнее время к ним добавился еще один вариант, объединяющий несколько признаков сразу – кросс-хэтчбек. Ситуация уже совсем запутывается. Давайте разбираться, как отличить внедорожник от его ближайших сородичей – кроссовера и кросс-хэтча.
Отличительные признаки внедорожника, кроссовера и внедорожного хэтчбека
1. Рама
Внедорожник. Классическое отличие внедорожника от других типов автомобилей – это его рамная конструкция. Несмотря на простоту, она уже проверена годами и самыми суровыми испытаниями в дорожных условиях. Эта конструкция позволяет равномерно распределять нагрузки благодаря своей прочности, она оптимально приспособлена для задач вроде буксировки или езды по бездорожью. Рама дает возможность компоновать агрегаты автомобиля внутри, при этом повышается их защищенность при движении по неровностям и камням. С этой целью плоское днище дополнительно получает защиту в вдие прочных стальных листов. В целом рамный внедорожник способен выдержать любые испытания – рама придает кузову необходимую жесткость.
Кроссовер. Имеет интегрированную конструкцию кузова, где цельные лонжероны идут от передней части автомобиля к задней. Благодаря высокой жесткости валов кроссовер хорошо показывает себя в условиях обычных дорог, но гораздо хуже дело обстоит на бездорожье. Но есть и преимущество – вес такого кузова меньше, что позволяет лучше управлять кроссовером.
Кросс-хэтчбек. Конструкция его кузова такая же, как у кроссовера или хэтчбека. По сути, этот автомобиль представляет собой обычный хэтчбек, то есть, автомобиль для городских дорог, но специально разработанный для борьбы с имеющимися на них препятствиями – слоем снега, небольшими выбоинами и неровностями покрытия.
2. Колесная формула 4 х 4
Внедорожник. Как правило, имеет полный привод, который может быть как постоянным, так и подключаемым при необходимости. Передвижение на внедорожнике означает, что можно преодолевать любые трудные участки, подключая при необходимости полный привод. Муфта в конструкции переднеприводных авто начнет перегреваться при езде по глубокой грязи или увязая в песке, так как начнет работать в аварийном для себя режиме. Полный привод, подключаемый механически – признак внедорожного автомобиля.
Кроссовер. В отличие от внедорожника с полным механическим приводом, у кроссоверов часто устанавливают подключаемый полный привод. Когда муфта начинает перегреваться из-за трущихся друг о друга дисков, электроника автоматически переключает привод только на одну ось, отключая другую. В этом случае кроссовер утрачивает свои вездеходные свойства и превращается в обычный легковой автомобиль.
Кросс-хэтчбек. Для этих автомобилей характерно иметь несущий кузов, без полного привода. Представителями этого класса являются Сандеро Степвей, Рио Х, Веста Кросс.
3. Раздаточный механизм с понижающей передачей и блокировкой
Внедорожник. Для внедорожных автомобилей предусмотрен еще один обязательный атрибут. Им является двухступенчатый редуктор с нижней понижающей ступенью, который нужен для того, чтобы при переключении на нижнюю передачу увеличивалось тяговое усилие внедорожника. Обороты мотора остаются теми же, а на колеса подается более высокий крутящий момент.
Кроссовер. Не предусмотрен конструктивно для этого типа автомобилей демультипликатор. Понижению передачи может служить одна из ступеней КПП – короткая передача. Но она не может стать альтернативой истинной понижающей передачи внедорожника, что ограничивает внедорожные свойства для кроссоверов.
Кросс-хэтчбек. Как и у кроссоверов, у кросс-хэтчбека отсутствует понижающая передача.
4. Дорожный просвет
Внедорожник. Важное отличие внедорожного автомобиля – высокий клиренс. Чем он выше, тем по более труднопроходимым местам может проехать машина. Минимальный просвет для внедорожников – это 200 мм. DW Hower, например, имеет 200 мм от дороги до защитного слоя двигателя, а до лонжеронных рам просвет составляет уже 230 мм.
Кроссовер. Дорожный просвет гораздо меньше, чем у внедорожника. Минимально может быть 160 мм – это не то расстояние от нижней точки автомобиля до дороги, с которым он может преодолеть хотя бы среднее бездорожье. Клиренс кроссовера рассчитан на город и довольно безобидные неровности или снежное покрытие, которые в качестве препятствий встречаются в городе.
Кросс-хэтчбек. Дорожный просвет увеличен по сравнению с обычными хэтчем и превышает величину клиренса кроссоверов, но не дотягивает до уровня внедорожника. Приподнятый клиренс – это то, что является отличительной чертой кросс-хэтчбека. Он достаточно высокий, чтобы спокойно преодолевать зимние трассы, запорошенные снегом. Другие черты кросс-хэтча – высокая посадка, как у кроссовера, и более объемное багажное отделение.
5. Геометрическая проходимость
Внедорожник. Для внедорожных авто очень важно обладание увеличенными углом въезда, а также углом съезда. Первый – это угол, на который внедорожник может подняться, при этом не допуская касания наклонной плоскости своей передней частью. Внедорожник может иметь угол въезда около 50 градусов.
Угол съезда – это величина угла, на который внедорожник способен подняться задним ходом без касания плоскости задней части своего кузова. Эти показатели будут увеличиваться с увеличением клиренса и при наличии более короткого заднего или переднего свеса.
Играет роль и угол рампы – наклон, куда может подняться внедорожник без касания днищем поверхности. Здесь роль будут играть клиренс и короткая база автомобиля.
Еще одна характеристика настоящего внедорожного автомобиля – глубина преодолеваемого брода или тот максимум в водном препятствии, доступный для внедорожника без проблем с попаданием воды в двигатель, зависящая от уровня расположения воздухозаборника. Для внедорожного автомобиля этот показатель равен 50-70 см.
Все эти характеристики дают нам внедорожник с улучшенной геометрической проходимостью. У него обязательно высокий клиренс и короткие свесы, воздухозаборник находится на уровне, не допускающем проникновение воды.
Кроссовер. У него показатели геометрической проходимости могут отличаться от внедорожных. Как правило, углы въезда и съезда у кроссоверов меньше, как и высота дорожного просвета. Соответственно, и проходимость у кроссовера по этим причинам гораздо ниже, чем у классического внедорожника. На нем можно проехать по грунтовке, но для настоящего бездорожья кроссовер уже не подойдет. Угол съезда у кроссоверов меньше, чем у внедорожных машин, и может равняться примерно 35 градусов. Глубина брода не бывает более 40 см.
Кросс-хэтчбек. У них бывает немного увеличен угол съезда и угол въезда по сравнению с кроссоверами, что делает его версией обыкновенного городского авто, предназначенного для плохой дороги.
6. Геометрия кузова
Внедорожник. Поскольку внедорожник предназначен для езды вне укатанных дорог, то его кузов отвечает этим требованиям – он больше и выше, чем у других классов автомобилей. Геометрически у кузова внедорожника более квадратная форма, так как для него не важна высокая скорость и преодоление сопротивления воздушного потока. Ведь его назначение – преодоление пути по местности, где еще не проложены ровные дороги, а скорость на втором месте.
Кроссовер. У этого типа кузова обтекаемая форма, хотя размеры тоже могут быть внушительные.
Кросс-хэтчбек. По форме кузова очень похож на универсал, но с укороченным задним свесом, что позволяет кросс-хэтчу лучше маневрировать.
7. Объем двигателя
Внедорожник. Чтобы ездить по бездорожью, нужен мощный двигатель, поэтому отличием внедорожника является достаточно большой объем двигателя – 3.0 л или более.
Кроссовер. Его объем двигателя значительно меньше, обычно это 1.6-2.0 л.
Кросс-хэтчбек. В среднем объем двигателя для приподнятого хэтчбека составляет от 1.4 до 1.8 л.
Заключение
Интерес к кросс-хэтчебкам в последнее время растет благодаря удачному сочетанию всех преимуществ кроссоверов и управляемости, присущей хэтчбекам. Вывод можно сделать один: внедорожник уместен там, где необходимо преодоление бездорожья, а кроссоверы и кросс-хэтчебки отлично подходят для поездок в городе и в загородной местности, где есть лишь незначительное бездорожье без серьезных преград и необходимости двигаться по нему длительно.
Видео про надежные внедорожники: