Малолитражные турбодвигатели в болидах Формулы-1 2014
В правилах нынешнего сезона Формулы-1 возникло много изменений. Мало того, что атмосферный движок ушел в небытие, уступив дорогу новому турбодвигателю, так еще введена целая масса ограничений по технической части гоночных болидов.
Восемь лет атмосферные двигатели V8 2.4 л. верой и правдой служили гоночным автомобилям на ежегодных состязаниях Формула-1. В этом сезоне на смену этим моторам пришли турбодвигатели значительно меньшего объема — 1,6 литров. Именно такие движки по регламенту должны быть установлены в болидах, участвующих в гонках.
Новые турбомоторы для Формулы-1 будут оснащены Energy Recovery System
Многие автолюбители в обычной жизни довольно часто сталкиваются с малолитражными турбомоторами. Однако в простые автомобили производители устанавливают не «шестерку», как в болиды, а рядные «четверки». Конечно же, гоночные болиды оснащают высокопродуктивными одиночными турбонаддувом, производительность которых очень высока и давление не регламентировано. Кроме этого в гоночных авто коленвал вращается с внушительной частотой и по правилам лимитатор сработает на 15 тысяч об/мин.
Малолитражные турбомоторы «шестерки», встроенные в спецтехнику, созданную специально для Формулы-1, будут оснащены системой двойной рекуперации. С её помощью будет утилизироваться и энергия выхлопных газов, а не только кинетическая энергия болида, созданная во время торможения. Для многих эта информация станет открытием, так как не все осведомлены о том, что в формульном движке генератор и турбина соединены между собой таким же образом, как на настоящей электростанции. И теперь вместо буквы К (kinetic) которая стояла в общем наименовании системы, появилась аббревиатура ERS (Energy Recovery System).
Те моторы V8 2,4 л, которые существовали в формульных автомобилях с 2008 года по нынешний сезон, имели приблизительную максимальную мощность в 760 «лошадок». Новые движки, как обещают разработчики, будут сопоставимы предыдущим, если не более мощными. Только 160 «лошадок» с хвостиком будет добавлять болиду система ERS на разгонах. Мощность самих движков 600 л.с.
Вышла из строя система KERS – пиши пропало
С нынешнего сезона всемирных автомобильных состязаний Формула-1, мгновенный расход движка внутреннего сгорания в авто участниках не будет превышать 100 кг/час. На одну гонку запас топлива будет ограничен именно часовым расходом, а именно 100 килограммами. Надо заметить, что до 2014 года расход топлива болидов не регламентировался, запрещалось только дозаправка. Так как в баках вмещалось 160 литров, то вполне можно предположить, что гонщики заправляли их до упора. Теперь же большая ответственность ложится на командных инженеров, так как от их верной настройки системы рекуперации может зависеть даже конечный результат заезда.
Кроме этого произошли ещё некие изменения в нормативах состязаний. Если до нынешнего сезона можно было настроить систему KERS на максимальную добавленную мощность в 60 кВт, что сопоставимо 81 л.с, то теперь эти параметры увеличены в два раза. Различие состоит еще и в том, что ранее эту мощность за один круг можно было развивать в течение 6,7 секунд, а теперь 33 секунды.Французские инженеры сообщают еще одну интересную деталь. До 2014 года поломка «керса» прибавляла гонщику по 0,3 секунды на каждый заездный круг. С новыми двигателями поломка этой системы не оставит участнику ни каких шансов.
Нынешний сезон Формула-1
В этом сезоне гоночных состязаний примут участие 11 команд. Надо отметить, что во всех автомобилях будут стоять моторы только трех производителей. В этом перечни находятся такие поставщики как Renault, Mercedes-Benz и Ferrari. Движки Ferrari 059/3 будут находиться в болидах таких команд как Marussia, Sauber и Ferrari. Двигателями Renault Sport Energy F1-2014 оснастят болиды таких команд как Lotus, Red Bull, Caterham и Toro Rosso. И еще четыре команды-участницы Formula-1 возьмут на вооружение немецкие движки от известного бренда Mercedes-Benz – PU106A Hybrid. Такими командами станут Mercedes, Force India, McLaren и Williams.Тенью тайны покрыты немецкие и итальянские движки, и только французы представили более подробные данные о своих творениях.
Видео: The 2014 Mercedes-Benz V6 Power Unit
Французские моторы Renault и их «изюминка»
Самое интересное в движке, изготовленном для такого увлекательного и знаменитого соревнования как Фрмула-1, это системы MGU-H и MGU-K. Что же в них такого интересного расскажем чуть подробнее. Надо отметить, что именно эти системы и являются ключевыми элементами формульного французского двигателя.
Новая французская установка оснащена двумя моторами-генераторами, которые способны не только вырабатывать ток, но и действовать в роли элекродвижка. Имя первого – MGU-K, который соединен с коленвалов ДВС и во время торможения собирает возникающую энергию. После этого энергия будет собираться в высоковольтном накопителе. При помощи этой системы во время разгона гоночный болид получит дополнительную мощность. Добавка мощности имеет регламентированный лимит в 120 киловатт, однако, и это уже большое подспорье участнику заезда.
Следующее устройство, именуемое MGU-H, является, пожалуй, самым интересным моментом в гонках этого сезона, так как это электрическая машина, находящаяся на валу турбокомпрессора, и работает она как в одну, так и в другую сторону. Ее способность извлекать энергию из выхлопных газов является явным ноу-хау сезона 2014. Еще одним интересным моментом является то, что правила не регламентируют поток энергии этого устройства, что может дать фору авто, оснащенным именно такими движками.
Видео-презентация как работает новый 2014 года двигатель Ferrari: