Система курсовой устойчивости
Понятие и принцип работы системы динамической стабилизации автомобиля на дороге. Суть данной технологии и дополнительные функции.
Второе название данной системы курсовой устойчивости (СКУ) – система динамической стабилизации или третье — электронный контроль устойчивости (ЭКУ), на английском звучит как Electronic Stability Control (ESC).
Необходимо отметить, что данная технология предназначена для осуществления сохранения устойчивости во время движения автомобиля, а также управляемости машины, благодаря благовременному определению, а также устранению критической ситуации. Начиная с 2011 года в США, Канаде и странах Евросоюза является обязательным условием, оснащение новых легковых автомобилей системой курсовой устойчивости.
Суть курсовой устойчивости
Она обеспечивает удерживание автомобиля в рамках заданной водителем траектории, в различных режимах движения транспортного средства. Такими режимами является свободное качение, повороты, движение по прямой, торможение и разгон.
Курсовая устойчивость в зависимости от производителя имеет следующие названия:
- VDC (Vehicle Dynamic Control) — Subaru, Infiniti, Nissan;
- VSC (Vehicle Stability Control) — Toyota;
- VSA (Vehicle Stability Assist) — Honda, Acura;
- DTSC (Dynamic Stability Traction Control) — Volvo;
- DSC (Dynamic Stability Control) у автомобилей Rover, BMW, Jaguar;
- ESC (Electronic Stability Control) — Hyundai, Honda, Kia;
- ESP (Electronic Stability Program) у большинства автомобилей Америки, а также Европы.
Видео о том, как работает система стабилизации движения VSC
Её принцип действия и устройство действия можем рассмотреть на примере одной из самых распространенных систем ESP, выпускаемой с 1995 г.
Устройство динамической стабилизации
Она представляет сбой систему активной безопасности, обладающая высоким уровнем.
В неё входят:
- ASR — антипробуксовка;
- EBD — распределение тормозных усилий;
- ABS — антиблокировка тормозов.
- EDS — электронная блокировка дифференциала;
Устройство:
- гидравлический блок;
- блок управления;
- входные датчики.
Схема системы курсовой устойчивости ESP:
Входными датчиками осуществляется фиксация конкретных параметров автомобиля, преобразовывая данные параметры в электрические сигналы. При помощи данных датчиков, технологией динамической стабилизации осуществляется оценка действий водителя, а также параметров движения транспортного средства.
Датчики ESP включают в себя:
- Применяются при оценке действий водителя:
- выключатель стоп-сигнала;
- датчик давления тормозов;
- датчик угла поворота руля.
- Применяются при оценке фактических параметров движения автомобиля:
- датчик давления тормозов;
- датчик скорости поворота;
- датчик продольного ускорения;
- датчики угловой скорости колёс.
- датчик поперечного ускорения.
Блок управления ESP осуществляет приём сигналов от датчиков, и производит формирование управляющего воздействия касательно исполнительного устройства подконтрольных систем активной безопасности:
- контрольные лампы тормозов, ABS, ESP;
- переключающие, а также клапаны высокого давления ASR;
- выпускные и впускные клапаны ABS.
Во время работы осуществляется взаимодействие блока управления ESP, блока управления систем управления двигателем, а также блока управления автоматической КП. Кроме приёма сигналов, от данных систем, блок управления осуществляет формирование управляющих воздействий, при помощи двигателя, а также автоматической коробки передач на элементы системы управления.Работа динамической стабилизации обеспечивается гидравлическим блоком ABS/ASR, совместно со всеми компонентами.
Принцип работы системы курсовой устойчивости
Начало аварийной ситуации определяется благодаря сравнению действий водителя, а также параметров движения автомобиля. В том случае, если действия водителя являются различными с фактическими параметрами движения транспортного средства, система ESP осуществляет распознавание ситуации в виде неконтролируемой, и сразу включается в рабочий процесс.
Осуществление движения автомобиля при помощи курсовой устойчивости достигается при помощи нескольких способов:
- при наличии адаптивной подвески, с помощью изменения степени демпфирования амортизаторов;
- в условиях системы активного рулевого управления, при помощи изменения поворотного угла передних колес;
- изменением крутящего момента двигателя;
- во время притормаживания определённых колёс.
В ESP, изменение крутящего момента двигателя может осуществляться при помощи следующих способов:
- при наличии полного привода, при помощи перераспределения между осями крутящего момента;
- в результате отмены переключения передачи в АКПП;
- в результате изменения угла опережения зажигания;
- с помощью пропуска импульсов зажигания;
- в результате пропуска впрыска топлива;
- с помощью изменения положения дроссельной заслонки.
Система, которая объединяет подвеску, рулевое управление и курсовую устойчивость, носит название интегрированной системой управления динамикой транспортного средства.
Видео про принцип работы BOSCH ESP:
Дополнительные функции в системе динамической стабилизации
Электронный контроль устойчивости транспортного средства обладает следующими дополнительными функциями, а точнее системой:
- удаления влаги из тормозных дисков;
- повышения эффективности тормозов во время нагрева;
- стабилизации автопоезда;
- предотвращения столкновения;
- предотвращения опрокидывания;
- гидравлическим усилителем тормозов и прочие.
Данные системы не имеют практически своих конструктивных элементов. Они представляют собой программные расширения ESP.
- Roll Over Prevention (ROP), являющаяся системой предотвращения опрокидывания, осуществляет стабилизацию движения автомобиля во время угрозы опрокидывания. Исключение опрокидывания происходит благодаря уменьшению поперечного ускорения, вследствие подтормаживания передних колес, а также уменьшения крутящего момента двигателя. При этом в тормозной системе дополнительное давление создаётся при помощи активного усилителя тормозов.
- Braking Guard, являющаяся технологией предотвращения столкновения, реализуется в автомобиле, который оснащён адаптивным круиз-контролем. Она обеспечивает опасности столкновения при помощи звуковых и визуальных сигналов. При этом во время критической ситуации происходит нагнетание в тормозной системе. Вследствие этого, насос обратной подачи автоматически отключается.
- Система стабилизации автопоезда реализуется в автомобиле, который оборудован тягово-сцепным устройством. Данная система предотвращает рыскание прицепа во время движения автомобиля. Это достигается благодаря торможению колёс, а также снижению крутящего момента.
- Fading Brake Support или Over Boost (FBS) является системой повышения эффективности тормозов во время нагрева, осуществляет предотвращение неполного сцепления тормозных колодок с дисками, которое возникает в процессе нагрева, при помощи дополнительного повышения давления в тормозном приводе.
- Система удаления влаги из тормозных дисков активируется при скорости более 50 км/час, а также при включенных стеклоочистителях. Система работает за счёт кратковременного повышения давления в передних колёсах. Благодаря этому происходит прижимание тормозных колодок к дискам, а также испарение влаги.
Достоинства ESP и ABS: