Советы автомобилистам

Как и какие применять присадки для моторного масла

Как и какие применять присадки для моторного маслаСтатья о применении присадок для моторного масла — виды присадок, нюансы использования, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о присадках.Статья о применении присадок для моторного масла — виды присадок, нюансы использования, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о присадках.

Как и какие применять присадки для моторного масла

Содержание статьи:


Присадки (добавки) для моторного масла представляют собой специальные средства для повышения противоизносных и эксплуатационных характеристик двигателя, а также для микроремонта поверхностей уже изношенных элементов. Кроме того, присадки способны выполнять функции герметика и закупоривать микропротечки в сильно изношенном моторе.

Нужны ли присадки

Нужны ли присадки для моторного масла

Изготовители присадок часто называют свою продукцию «трибосостав» (защитно-восстанавливающее вещество). А слово «присадка» является народным названием трибосостава.

В вопросе присадок для моторного масла есть немало скептиков, утверждающих, что эти составы не нужны вовсе. При этом они предъявляют простой аргумент: «моторное масло и так уже имеет все необходимое для нормальной работы мотора». И данный аргумент, в принципе, верен, но с одним важным уточнением: «для нормальной работы». Но часто ли двигатели «нормально работают», без повышенных или критических нагрузок (особенно в городах с многочисленными пробками)?

Вопрос риторический, так как ответ на него совершенно очевиден — «нормальная работа» двигателя случается далеко не всегда (скорее, наоборот – чаще «ненормальная»), и не только из-за пробок, но и из-за жестких погодных условий, плохого топлива или масла, неисправности систем зажигания и газораспределения, несвоевременного техобслуживания и т. д.

Если использовать медицинские термины, то в недалеком прошлом к моторным присадкам относились как к «энергетику», повышающему тонус и работоспособность «старческого» двигателя.

Сегодня отношение к присадкам изменилось, и они уже рассматриваются не только как «энергетик», но и как «профилактическое средство» для повышения защитных свойств двигателей при повседневной эксплуатации и экстремальных нагрузках.

Однако при использовании моторных присадок важно знать и понимать, какими свойствами они обладают и насколько они безопасны, полезны (или бесполезны) для «сердца» автомобиля.

Группы и виды присадок для моторного масла

Группы и виды присадок для моторного масла

Их можно разделить на две основные группы:

  • Заводские (для промышленного производства).
  • Индивидуальные (для частного, самостоятельного применения автовладельцами или автосервисами).

Заводские присадки

В целом, моторное масло состоит из двух частей: базовое масло и присадки. То есть, производители масел просто берут базовое масло и добавляют в него пакет (набор) присадок. Поэтому все современные заводские товарные масла (продающиеся в магазинах) для автомобильных двигателей уже содержат в себе эти составы, общее содержание которых может доходить до 25%.

В зависимости от свойств и назначения, заводские присадки делятся на несколько видов:

  • Вязкостные (загустители).
  • Моющие (детергентные).
  • Моющие (дисперсантные).
  • Антиокислительные (оксидантные).
  • Антикоррозийные.
  • Противоизносные.
  • Антипарафиновые (депрессорные).
  • Антипенные.
  • Противозадирные.
  • Модификаторы трения.


Важно знать, что заводские присадки нельзя выбрать и купить в обычном магазине, так как они предназначены для заводов по производству моторных масел в промышленных масштабах. При этом технология производства и химический состав присадок у разных производителей, как правило, различаются и засекречены. В открытом доступе есть только общая информация о некоторых компонентах и свойствах продукта.

Индивидуальные присадки (для самостоятельного применения)

Нетрудно догадаться, что для применения индивидуальных присадок потребуется индивидуальный подход. И каждый вид этих составов должен применяться только для конкретной цели и для конкретного двигателя с учетом его состояния.

Индивидуальные присадки делятся на четыре основных вида:

  1. Обкаточные — используются при первичной обкатке двигателей, как новых, так и после капитального ремонта. Использование обкаточных присадок ускоряет процесс обкатки и делает притирку новых трущихся деталей более качественной.
  2. Для снижения трения. Такие составы дополнительно снижают силу трения между трущимися деталями. В результате уменьшается не только износ трущихся деталей, но и повышается КПД двигателя. Соответственно, такие присадки полезно использовать в профилактических целях для любых двигателей, кроме новых и после капитального ремонта (с пробегом менее 2 500 тыс. км).
  3. Восстановительные — они«реставрируют» изношенные поверхности элементов, наращивая микровыбоины, что позволяет значительно отсрочить время капитального ремонта для сильно изношенного двигателя. Кроме этого, применение таких присадок сокращает расход масла. Соответственно, такие вещества актуальны для старых и сильно изношенных двигателей.
  4. Моющие (очищающие) — применяются для очистки двигателя от различных отложений: углеводородных (карбоновых), мягких смоляных и других «лаковых отложений», коксовых «корок» на впускных клапанах и нагаров в других местах двигателя, доступных для масла.


Дополнительно, присадки для моторных масел делятся на три вида, согласно их химическому составу:

  1. Имеющие в своей основе минеральные порошки. Например, слоистые модификаторы трения (с графитом, сульфидным серебром, дисульфидным молибденом, нитридом бора, дисульфидным вольфрамом) и геомодификаторы (фуллерены). Перечисленные средства обладают не только противоизносными, но и очищающими свойствами. При использовании минерально-порошковых присадок следует уделять особое внимание их совместимости с моторным маслом.
  2. Имеющие в своей основе металлоплакирующие элементы (реметаллизанты). Содержат в своем составе ионы мягких металлов, благодаря которым на трущихся поверхностях деталей образуется тонкий защитный слой (плакирующая пленка).
  3. С полимерными добавками. Также они используются для повышения износостойкости трущихся поверхностей. При достижении определенной температуры и давления внутри двигателя из полимерных добавок образуется защитный тефлоновый слой с низким коэффициентом трения.


Как применять присадки для моторных масел

Как применять присадки для моторных масел

Перед их применением нужно определиться со следующей информацией:

  • Для какой конкретной цели планируется использовать присадку.
  • Для чего предназначена выбранный состав, и какие свойства он имеет.
  • Какое масло используется в моторе, где планируется использовать присадку (синтетическое, полусинтетическое или минеральное).
  • С каким маслом присадка совместима.
  • Полная и достоверная информация (желательно) о производителе выбранной жидкости.


Как правило, конкретный способ применения (дозировка, периодичность и т. д.) указывается производителем в «Инструкции по применению» средства, которую необходимо строго соблюдать.

У разных производителей присадок способы применения могут отличаться: у кого-то ее добавление должно происходить в несколько этапов, у кого-то вещество просто добавляется в масло и др.


При этом следует помнить, что при несовместимости присадки с моторным маслом на поверхности может образоваться плотная пленка, похожая на резиновый слой. Для удаления такого слоя придется полностью заменить масло и провести промывку всего двигателя.

В некоторых случаях несовместимая присадка может превратить масло в желеобразную массу, которая закупорит масляные магистрали, в результате чего придется полностью разбирать двигатель. Поэтому, вопрос совместимости такого состава с маслом имеет первостепенное значение, особенно при использовании веществ на основе минеральных порошков.

Если использование присадки предполагает ее заливку в масло, уже использующееся в двигателе, то перед ее добавлением необходимо убедиться в свежести находящегося в двигателе масла. Если оно уже отработало 1 000 км и более, то нужного результата достигнуто не будет. В лучшем случае, несвежее масло с присадкой оставит на поршне отложения, на 70% больше обычного, в худшем – приведет к повышенному износу деталей и перегреву двигателя с необратимыми последствиями.

Дело в том, что несвежее отработанное масло, в отличие от свежего, теряет впитывающую способность и не может растворить в себе присадочные компоненты. Лучшим моментом для использования присадки является полная замена масла с масляным фильтром. Особенно актуально применение присадок при использовании низкокачественно масла.

Целесообразность применения той или иной жидкости должна определяться начальным состоянием двигателя. Для новых и не сильно изношенных моторов целесообразно применение геомодификаторных составов, которые повышают характеристики двигателя и увеличивают его ресурс. К тому же геомодификаторные присадки используются по принципу «залил и забыл», без постоянного повторного применения. А вот «старческим» и сильно изношенным двигателям потребуется более сильнодействующее средство (металлоплакирующее или полимерное), с пожизненным использованием. Это, конечно, не спасет двигатель от капремонта, но позволит значительно его отсрочить, уменьшит расход масла и снизит вероятность неожиданного отказа двигателя.

Недостатки

Недостатки присадок для моторного масла

Кроме положительного эффекта, применение присадок имеет и некоторые недостатки:

  1. Присадки на порошковой основе со слоистыми модификаторами трения создают покрытие, которое нуждается в постоянном пополнении активных компонентов. То есть, требуется повторное применение жидкости при замене масла. Кроме этого, указанные присадки способствуют образованию отложений и склонны к коррозионной активности при деструкции.
  2. Присадки-реметаллизанты, так же как и предыдущие составы, создают защитное (плакирующее) покрытие только при постоянной концентрации средства. То есть, после замены масла имеющее низкую адгезию плакирующее покрытие быстро стирается. Поэтому при замене масла требуется повторное применение металлоплакирующей (реметаллизантной) присадки.
  3. Полимерные присадки способствуют образованию «лаковых отложений», закупориванию каналов и увеличению вредных веществ в выхлопных газах.

Заключение

Как показала практика, использование присадок для моторных масел действительно дает положительный эффект. А все отрицательные отзывы об этих веществах, как правило, основаны или на неправильном применении присадок, или на использовании низкокачественных подделок, которые бесполезны, а иногда и вредны.

Поэтому выбирать присадки необходимо тщательно и ответственно, от проверенных производителей и желательно по рекомендации. Эксперименты по принципу «получится, не получится, все равно», в этом вопросе не уместны!

Видео о присадках в моторное масло:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button