Авторемонт

Как проверить термостат автомобильный самостоятельно?

Обзор и описание функций термостата: где он находится, как работает, возможные причины поломок, проверка. Видео о работе автомобильного термостата.

Автомобильный мотор, как известно, при своей работе нагревается. И его избыточная температура чревата весьма серьёзными неприятностями, вплоть до выхода из строя. С другой стороны, у холодного двигателя больше расход топлива.

Находить баланс между этими двумя крайностями и поддерживать оптимальную температуру силовой установки призвано устройство, именуемое термостатом. Водитель может самостоятельно определить степень работоспособности этого аппарата, используя нескольких простых методов.

Как работает автомобильный термостат

Как работает автомобильный термостат
У системы, охлаждающей двигатель, есть 2 круга: большой и малый. Пока теплоноситель не успел нагреться, он течёт по малому кругу, не заходя в радиатор, а при наборе некоторого значения температуры, переключается на большой круг. Входящий в структуру теплоотводящего комплекса термостат задаёт охладителю один из этих двух маршрутов.

В основе функционирования этого аппарата лежит известный закон физики, гласящий, что под воздействием тепла размеры объекта увеличиваются. Конструкция термостата довольно проста:

  • цилиндр с особым составом, включающим в себя воск, сыпучую медь, графит и алюминий;
  • шток, находящийся внутри данного цилиндра;
  • клапан, сопряжённый со штоком и открывающий доступ к радиатору.

Тепловую энергию, получаемую от двигателя, антифриз передаёт компонентам, находящимся внутри цилиндра термостата. Нагреваясь, этот состав увеличивается в объёме, заставляя двигаться шток, а с ним и клапан, который, в свою очередь, открывает теплоносителю путь к радиатору.

Любопытно, что машины, обладающие жидкостной охладительной системой с двумя контурами, часто оснащаются и двумя термостатами. Один из этих элементов поддерживает при работе мотора 87-градусную температуру в контуре головки блока цилиндров. А второй, находящийся в контуре самого блока, придаёт этому параметру значение в 105 градусов.

При таком варианте управления тепловым режимом силовая установка охлаждается лучше, что делает её мощнее. Своё применение данная технология нашла в производстве высокоэффективных турбодвигателей.

Где находится термостат

Где находится термостат
Перед тем, как начать исследование работоспособности термостата, его надо банально отыскать. Впрочем, сделать это достаточно просто.

В начале требуется отворить капот и найти под ним верхний шланг радиатора – патрубок с большим диаметром, связывающий этот охлаждающий элемент с мотором. Как раз на участке, где этот патрубок соединяется с двигателем, обычно и прячется термостат.

Однако, в некоторых моделях машин ему могут определить какое-нибудь другое пристанище, так что при поиске этого устройства рекомендуется использовать документацию по имеющемуся автомобилю.

Признаки поломки термостата

В сообществе автолюбителей порой встречается выражение «термостат заклинило». Поскольку функция этого устройства заключается в открывании одного из двух маршрутов движения антифриза, такие слова могут подразумевать следующие разновидности поломок:

  1. Термостат не даёт шанса охладителю добраться до радиатора. Такая ситуация грозит перегревом силовой установки, но об этом обязана сообщить приборная панель. Дальнейшее непринятие мер может вызвать поломку как отдельных частей двигателя, так и целого агрегата.
  2. Термостат «завис», будучи открытым, и потому антифриз постоянно курсирует через радиатор. В тёплую погоду такое безобразие к серьёзным неприятностям не приведёт, но на морозе мотору будет проблематично прогреться до нужной кондиции. В результате – существенно возросший расход топлива и слабо греющая автомобильная печка.

Основными причинами ограничения мобильности клапана термостата считаются загрязнение устройства накипью и образование ржавчины. При таких условиях терморегуляторы фиксируются в определённом положении, чаще всего – открытом, полностью или частично.

Нередко автомобилисты сами провоцируют быструю поломку аппарата, подолгу не меняя охладитель в машине или заливая некачественный и дешёвый продукт от неизвестного производителя. Другие при разбавлении концентрированного антифриза используют вместо дистиллированной воды обыкновенную, в процессе замены теплоносителя не промывают охладительный комплекс и т. д.

К наиболее распространённым уязвимостям термостатов можно отнести и утрату содержимым цилиндров нужных качеств. Например, снижение способности этого состава к расширению будет означать уменьшение его предельного объёма. По этой причине наполнителю может не хватить давления для полного открытия клапана или хотя бы сдвига его с места. Избыточный нагрев охладителя в этом случае обеспечен.

Но ещё более коварно периодическое подклинивание клапана, или так называемое «залипание термостата». Устройство то нормально работает, то барахлит, и потому распознать «недуг» довольно непросто. Но если он таки обнаружен, рекомендуется обследовать охладительный комплекс и, не дожидаясь усугубления ситуации, сменить термостат.

Проверка термостата «на ходу»

Проверка термостата
При появлении подозрительных симптомов у термостата его можно обследовать, не вынимая из-под капота и не привозя автомобиль в СТО. Выполнить эту процедуру по силам даже начинающему автолюбителю, главное здесь – уметь заводить машину, открывать капот и снимать крышку радиатора. Подобная проверка может быть произведена несколькими методами:

  1. Завести мотор, подождать две минуты, отворить капот и пощупать верхний шланг радиатора. При закрытом термостате этот патрубок нагреваться не должен. Но когда мотор наберёт достаточно тепла, нормально работающий терморегулятор запустит большой круг, другими словами, направит антифриз по радиатору. Обычно это случается при температуре теплоносителя 75-85 градусов, но данное значение во многом определяется моделью термостата. Во всяком случае, подключённый к нему шланг должен быть горячим. Если же он не нагревается, значит, устройство неисправно.
  2. Запустить двигатель и засечь время до начала поступления в салон тепла от печки. Если разогрев продлится более 5 минут, то велика вероятность, что термостат не закрывается. Как следствие, охладитель течёт через радиатор, и силовая установка не может набрать нужную температуру.
  3. Открыть капот, снять крышку радиатора и завести машину. Пока силовая установка не разогрелась, исправный термостат не будет запускать охладитель в радиатор, потому в последнем уровень теплоносителя должен оставаться без особых изменений. Мотор прогреется — термостат откроется, и тогда в радиаторе обнаружатся завихрения.

Стоит отметить, что реанимировать неработающий термостат вряд ли получится. Лучше сразу приобрести новый.

Опыты на кухне по проверке термостата

Если в автомобиле перегревается двигатель или печка греет слабо, но термостат как открывается, так и закрывается, то желательно разобраться, в верном ли диапазоне температур работает этот аппарат. Для чего всё-таки потребуется извлечь его из-под капота.
Демонтировать термостат нужно с холодного мотора, причём охладитель тоже должен как следует остыть. Отключаем минусовой кабель аккумулятора, сливаем часть антифриза для предотвращения его разлива при отсоединении верхнего патрубка радиатора. Затем со стороны двигателя отсоединяем и сам шланг. Наконец, снимаем термостат и переносим… на кухню.

Аппарат помещаем в ёмкость с холодной водой и градусником. Нужно проследить, чтобы термостат находился в закрытом состоянии, а также не задевал стенки или дно посудины. Потом данное сооружение ставим на плиту и подвергаем тепловому воздействию до рабочей температуры, обычно указываемой на корпусе термостата. При её достижении клапан начнёт открываться. Затем устройство извлекаем из воды и даем ему остыть до комнатной температуры. Этот процесс должен сопровождаться автоматическим закрыванием клапана.

Игнорирование термостатом изменений температуры говорит о его непригодности. Но если устройство всё выполнило, как надо, то причина чрезмерного нагревания мотора кроется в чём-то другом. Например, в малом объёме охладителя или неполадках с ремнём привода.

Особенности эксплуатации термостата

Особенности эксплуатации термостата
Способность открываться полностью или частично позволяет термостату довольно эффективно и гибко поддерживать оптимальную температуру ДВС при различных режимах эксплуатации мотора. Причём, терморегулятор позволяет уменьшить амортизацию компонентов силовой установки и токсичность выхлопных газов.

Не стоит пренебрегать контролем состояния и самого термостата, так как замена этого устройства обойдётся гораздо дешевле, чем ремонт двигателя. Более того, в некоторых случаях вышедший из строя мотор уже не представляется возможным реанимировать.


Иногда при поломке термостата автовладельцы его снимают без замены на новый. Пожалуй, это не очень удачный ход, поскольку холодный двигатель работает неэффективно, а хронически медленный прогрев приводит к сокращению срока эксплуатации мотора. Наиболее популярными и надёжными производителями термостатов считаются компании Gates, Wahler и Vernet.

Заключение

Хотя отклонения температуры двигателя от нормы могут быть обусловлены множеством разных факторов, в первую очередь при такой неполадке стоит проверить именно термостат. Тем более, что сделать это не так сложно – работа не требует каких-то специальных знаний или инструментов и не займёт много времени. При этом для экспресс-диагностики снимать устройство с двигателя вовсе не обязательно.

Видео о работе автомобильного термостата:

Обзор и описание функций термостата: где он находится, как работает, возможные причины поломок, проверка. Видео о работе автомобильного термостата.

Как проверить термостат автомобильный самостоятельно?

||list|

  1. Как работает автомобильный термостат
  2. Где находится термостат
  3. Признаки поломки термостата
  4. Проверка термостата «на ходу»
  5. Опыты на кухне по проверке термостата
  6. Особенности эксплуатации термостата
  7. Видео о работе автомобильного термостата

||rss|Автомобильный мотор, как известно, при своей работе нагревается. И его избыточная температура чревата весьма серьёзными неприятностями, вплоть до выхода из строя. С другой стороны, у холодного двигателя больше расход топлива.
Находить баланс между этими двумя крайностями и поддерживать оптимальную температуру силовой установки призвано устройство, именуемое термостатом. Водитель может самостоятельно определить степень работоспособности этого аппарата, используя нескольких простых методов.
Как работает автомобильный термостат
У системы, охлаждающей двигатель, есть 2 круга: большой и малый. Пока теплоноситель не успел нагреться, он течёт по малому кругу, не заходя в радиатор, а при наборе некоторого значения температуры, переключается на большой круг. Входящий в структуру теплоотводящего комплекса термостат задаёт охладителю один из этих двух маршрутов.
В основе функционирования этого аппарата лежит известный закон физики, гласящий, что под воздействием тепла размеры объекта увеличиваются. Конструкция термостата довольно проста:
• цилиндр с особым составом, включающим в себя воск, сыпучую медь, графит и алюминий;
• шток, находящийся внутри данного цилиндра;
• клапан, сопряжённый со штоком и открывающий доступ к радиатору.
Тепловую энергию, получаемую от двигателя, антифриз передаёт компонентам, находящимся внутри цилиндра термостата. Нагреваясь, этот состав увеличивается в объёме, заставляя двигаться шток, а с ним и клапан, который, в свою очередь, открывает теплоносителю путь к радиатору.
Любопытно, что машины, обладающие жидкостной охладительной системой с двумя контурами, часто оснащаются и двумя термостатами. Один из этих элементов поддерживает при работе мотора 87-градусную температуру в контуре головки блока цилиндров. А второй, находящийся в контуре самого блока, придаёт этому параметру значение в 105 градусов.
При таком варианте управления тепловым режимом силовая установка охлаждается лучше, что делает её мощнее. Своё применение данная технология нашла в производстве высокоэффективных турбодвигателей.
Где находится термостат
Перед тем, как начать исследование работоспособности термостата, его надо банально отыскать. Впрочем, сделать это достаточно просто.
В начале требуется отворить капот и найти под ним верхний шланг радиатора – патрубок с большим диаметром, связывающий этот охлаждающий элемент с мотором. Как раз на участке, где этот патрубок соединяется с двигателем, обычно и прячется термостат.
Однако, в некоторых моделях машин ему могут определить какое-нибудь другое пристанище, так что при поиске этого устройства рекомендуется использовать документацию по имеющемуся автомобилю.
Признаки поломки термостата
В сообществе автолюбителей порой встречается выражение «термостат заклинило». Поскольку функция этого устройства заключается в открывании одного из двух маршрутов движения антифриза, такие слова могут подразумевать следующие разновидности поломок:
• Термостат не даёт шанса охладителю добраться до радиатора. Такая ситуация грозит перегревом силовой установки, но об этом обязана сообщить приборная панель. Дальнейшее непринятие мер может вызвать поломку как отдельных частей двигателя, так и целого агрегата.
• Термостат «завис», будучи открытым, и потому антифриз постоянно курсирует через радиатор. В тёплую погоду такое безобразие к серьёзным неприятностям не приведёт, но на морозе мотору будет проблематично прогреться до нужной кондиции. В результате – существенно возросший расход топлива и слабо греющая автомобильная печка.
Основными причинами ограничения мобильности клапана термостата считаются загрязнение устройства накипью и образование ржавчины. При таких условиях терморегуляторы фиксируются в определённом положении, чаще всего – открытом, полностью или частично.
Нередко автомобилисты сами провоцируют быструю поломку аппарата, подолгу не меняя охладитель в машине или заливая некачественный и дешёвый продукт от неизвестного производителя. Другие при разбавлении концентрированного антифриза используют вместо дистиллированной воды обыкновенную, в процессе замены теплоносителя не промывают охладительный комплекс и т. д.
К наиболее распространённым уязвимостям термостатов можно отнести и утрату содержимым цилиндров нужных качеств. Например, снижение способности этого состава к расширению будет означать уменьшение его предельного объёма. По этой причине наполнителю может не хватить давления для полного открытия клапана или хотя бы сдвига его с места. Избыточный нагрев охладителя в этом случае обеспечен.
Но ещё более коварно периодическое подклинивание клапана, или так называемое «залипание термостата». Устройство то нормально работает, то барахлит, и потому распознать «недуг» довольно непросто. Но если он таки обнаружен, рекомендуется обследовать охладительный комплекс и, не дожидаясь усугубления ситуации, сменить термостат.
Проверка термостата «на ходу»
При появлении подозрительных симптомов у термостата его можно обследовать, не вынимая из-под капота и не привозя автомобиль в СТО. Выполнить эту процедуру по силам даже начинающему автолюбителю, главное здесь – уметь заводить машину, открывать капот и снимать крышку радиатора. Подобная проверка может быть произведена несколькими методами:
• Завести мотор, подождать две минуты, отворить капот и пощупать верхний шланг радиатора. При закрытом термостате этот патрубок нагреваться не должен. Но когда мотор наберёт достаточно тепла, нормально работающий терморегулятор запустит большой круг, другими словами, направит антифриз по радиатору. Обычно это случается при температуре теплоносителя 75-85 градусов, но данное значение во многом определяется моделью термостата. Во всяком случае, подключённый к нему шланг должен быть горячим. Если же он не нагревается, значит, устройство неисправно.
• Запустить двигатель и засечь время до начала поступления в салон тепла от печки. Если разогрев продлится более 5 минут, то велика вероятность, что термостат не закрывается. Как следствие, охладитель течёт через радиатор, и силовая установка не может набрать нужную температуру.
• Открыть капот, снять крышку радиатора и завести машину. Пока силовая установка не разогрелась, исправный термостат не будет запускать охладитель в радиатор, потому в последнем уровень теплоносителя должен оставаться без особых изменений. Мотор прогреется — термостат откроется, и тогда в радиаторе обнаружатся завихрения.
Стоит отметить, что реанимировать неработающий термостат вряд ли получится. Лучше сразу приобрести новый.
Опыты на кухне по проверке термостата
Если в автомобиле перегревается двигатель или печка греет слабо, но термостат как открывается, так и закрывается, то желательно разобраться, в верном ли диапазоне температур работает этот аппарат. Для чего всё-таки потребуется извлечь его из-под капота.
Демонтировать термостат нужно с холодного мотора, причём охладитель тоже должен как следует остыть. Отключаем минусовой кабель аккумулятора, сливаем часть антифриза для предотвращения его разлива при отсоединении верхнего патрубка радиатора. Затем со стороны двигателя отсоединяем и сам шланг. Наконец, снимаем термостат и переносим… на кухню.
Аппарат помещаем в ёмкость с холодной водой и градусником. Нужно проследить, чтобы термостат находился в закрытом состоянии, а также не задевал стенки или дно посудины. Потом данное сооружение ставим на плиту и подвергаем тепловому воздействию до рабочей температуры, обычно указываемой на корпусе термостата. При её достижении клапан начнёт открываться. Затем устройство извлекаем из воды и даем ему остыть до комнатной температуры. Этот процесс должен сопровождаться автоматическим закрыванием клапана.
Игнорирование термостатом изменений температуры говорит о его непригодности. Но если устройство всё выполнило, как надо, то причина чрезмерного нагревания мотора кроется в чём-то другом. Например, в малом объёме охладителя или неполадках с ремнём привода.
Особенности эксплуатации термостата
Способность открываться полностью или частично позволяет термостату довольно эффективно и гибко поддерживать оптимальную температуру ДВС при различных режимах эксплуатации мотора. Причём, терморегулятор позволяет уменьшить амортизацию компонентов силовой установки и токсичность выхлопных газов.
Не стоит пренебрегать контролем состояния и самого термостата, так как замена этого устройства обойдётся гораздо дешевле, чем ремонт двигателя. Более того, в некоторых случаях вышедший из строя мотор уже не представляется возможным реанимировать.
Иногда при поломке термостата автовладельцы его снимают без замены на новый. Пожалуй, это не очень удачный ход, поскольку холодный двигатель работает неэффективно, а хронически медленный прогрев приводит к сокращению срока эксплуатации мотора. Наиболее популярными и надёжными производителями термостатов считаются компании Gates, Wahler и Vernet.
Заключение
Хотя отклонения температуры двигателя от нормы могут быть обусловлены множеством разных факторов, в первую очередь при такой неполадке стоит проверить именно термостат. Тем более, что сделать это не так сложно – работа не требует каких-то специальных знаний или инструментов и не займёт много времени. При этом для экспресс-диагностики снимать устройство с двигателя вовсе не обязательно.

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button