Автоновости в мире

Где дороги лучше — в Европе или в Америке?

Где дороги лучше — в Европе или в Америке?Статья о европейских и американских дорогах: как строят дороги в Новом Свете и в США, сходства и отличия, инновации. В конце статьи — видео о качестве американских дорог.Статья о европейских и американских дорогах: как строят дороги в Новом Свете и в США, сходства и отличия, инновации. В конце статьи — видео о качестве американских дорог.

Где дороги лучше — в Европе или в Америке?

Содержание статьи:


Путешествия – давняя страсть человека. Образ дороги, следующей к горизонту, стал символом человеческого поиска и вдохновения.

Но сегодня дорога – это не просто образ или место, где путешествуют пешком. По дорогам передвигаются автомобили, и автовладельцам отнюдь не всё равно, какая эта дорога.

Качество автомобильных дорог регулярно сравнивают в мировых рейтингах, инженеры-автодорожники постоянно разрабатывают новые технологии строительства. Посмотрим, каких высот достигли автомобильные дороги в разных частях света.

Основы

Основы строительства дорог

Это удивительно, но ещё 202 года назад, практически до начала эры автомобилей, шотландский инженер Джон Лоудон Мак-Адам издал свой труд «Заметки о современной системе дорожного строительства», основные положения которого актуальны и по сей день.

Инженер предлагал строить дороги по принципу слоёного пирога: внизу – основание из слоя крупных камней, сверху – несколько слоёв гравия, с каждым слоем всё более мелкого. Слои гравия должны были заливаться гудроном. Чтобы слои сцепились между собой, их следовало утрамбовывать при помощи катка.


В этой же книге описывалось, что дорога должна быть приподнята над общим уровнем земли и должна иметь слегка выпуклую форму, чтобы с неё беспрепятственно стекала дождевая вода.

С той поры прошло уже два века, и при том, что ряд дорог продолжает строиться по описанной Мак-Адамом технологии, появились новые методы строительства, которые приносят неплохие результаты.

Рейтинг лучших дорог мира

Рейтинг лучших дорог мира

В сентябре прошлого года Всемирный экономический форум опубликовал доклад о конкурентоспособности на 2017-2018 годы. В нём, помимо прочих показателей стран, чьи данные анализировались в докладе, приведен и список государств, в которых автодороги отличаются наилучшим качеством.

На основании данных этого доклада, лучшие дороги находятся в Азии и государствах Европы: в первой пятёрке списка – такие страны, как Объединённые Арабские Эмираты, Сингапур, Голландия, Япония и Австрия. Следующие пять мест заняты исключительно странами Европейского Собза: Францией, Швейцарией, Португалией, Данией и Финляндией. А вот США с их знаменитыми скоростными автотрассами в этом рейтинге заняли лишь 13-е место.

Европейские дороги

Говоря о европейских дорогах, сложно говорить о какой-то одной стране: Европа – территория, на которой соседствуют разные климаты и ландшафты, а значит, и строительство дорог требует различных подходов.

Немецкая педантичность

немецкий автобан
На фото: немецкий автобан

Несмотря на то, что в упомянутом рейтинге Германия заняла лишь 11-е место, её автобаны в России давно являются символом качества и надёжности дорог, позволяющих автомобилям ездить по ним с высокой скоростью.

Самый первый автобан Германии уже находится в почтенном возрасте – ему больше 80 лет. Многие немецкие дороги были сооружены в тридцатые-сороковые годы прошлого века. Они сохранились до сих пор, поскольку строились в расчёте на передвижение тяжёлой военной техники, даже танков. Именно поэтому нынешняя нагрузка им не вредит.

Немецкие автомобильные дороги отличает почти двухметровая многослойная «подушка», которая сверху покрывается асфальтом или бетоном повышенной прочности. «Подушка» дороги состоит из нескольких слоёв:

  • обязательное морозостойкое основание;
  • слой из смеси песка и щебня, укреплённый цементной смесью;
  • слой цементобетона.


Строители педантично соблюдают технологию, и это – немаловажный фактор, который наряду с высоким качеством используемых при строительстве материалов влияет на качество результата.

Например, пока идёт застывание сверхпрочного бетона, строящийся участок дороги накрывают плёночным покрытием, которое защищает ещё не «вставшее» покрытие от солнца и атмосферных осадков.

Ни о какой укладке асфальта «в лужу», чем частенько грешат наши отечественные автодорожные строители, не может быть и речи — если перед укладкой асфальтного слоя прошёл дождь, немецкие строители будут спокойно и методично дожидаться, пока дорога полностью просохнет, и лишь тогда приступят к заливке асфальтовой массы.


Естественно, что дорога, подобно любому инженерно-техническому сооружению, имеет свой разумный срок использования. Со временем на ней появляются ямы и прочие повреждения. Это пора, когда нужно делать ремонт. В Германии таким ремонтом занимаются компании, специализирующиеся на обслуживании автомагистралей. Делают они это за собственный счёт.

Ремонт дорожного полотна в нашем понимании, когда работники автодора выдалбливают в асфальте ямки и заляпывают их асфальтом, немцы понять не могут. Ямочный ремонт немцам непонятен в принципе — они проводят замену сразу крупного участка дороги, поскольку стремятся избежать её последующего разрушения.

Английское качество

дорога в Великобритании
На фото: дорога в Великобритании

Великобритания располагает более 340 тыс. километров дорог, преимущественно асфальтовыми. Здесь ямочным ремонтом не пренебрегают, но, в отличие от наших автодоровцев, английские ремонтные бригады производят его исключительно планово, не дожидаясь появления выбоин.

Интересной особенностью английских дорог является тот самый поперечный уклон, о котором упоминал шотландец Мак-Адам: дорога с таким профилем быстро высыхает после дождя, поскольку осадки стекают с неё в сторону бордюра и дальше в ливнёвку. Мусор, листва также задерживаются у бордюра, откуда и убираются специализированной техникой.


Городские дороги оборудованы не только для удобства водителей, но и для удобства и безопасности пешеходов. Автобусные остановки имеют прозрачные экраны, которые защищают пассажиров от брызг и автомобильных выхлопов со стороны дороги. В зонах выхода пешеходов на дорогу в местах переходов уложено специальное нескользящее покрытие.

Финская находчивость

дорога в Финляндии
На фото: дорога в Финляндии

Несмотря на то, что Финляндия – страна с суровым климатом, по своему качеству дорог она занимает десятое место международного рейтинга. Причина – в том, что финские строители дорог, как и их немецкие соседи, много внимания уделяют качеству многослойной «подушки», являющейся основой дороги.

Ещё одна проблема Финляндии, помимо сурового климата — обилие нестабильных торфяных и глинистых грунтов. Для того, чтобы подучить устойчивое качественное дорожное полотно, финские мастера предварительно стабилизируют грунт, вводя в него специальные добавки.

Финляндия – одна из редких стран, где следят за качеством и стабильностью не только бетонных и асфальтированных, но и простых грунтовых дорог.

США – родина бетонных автотрасс

американские дорожные развязки
На фото: американские дорожные развязки

Американскую дорожную сеть отличают многоуровневые развязки и большая протяжённость магистралей-хайвэев, которая практически на протяжении десятков лет обходится без капитального ремонта.

В отличие от большинства европейских дорог, американские автотрассы рассчитаны на гораздо большую пропускную способность и нагрузку. Первая бетонная дорога в Штатах была залита в тридцатых годах двадцатого века, а первая скоростная «бетонка» открылась в 1051 году.

Дороги (хайвэи) здесь делятся на группы по их значимости:

  • US Highway Group;
  • Interstate Highway Group.


Подавляющее большинство автомобильных магистралей в этой стране делается из бетона. Асфальтовое покрытие считается временным, и если есть асфальтированная дорога, это значит, что очень скоро она будет покрыта сверху асфальтом, что существенно отодвигает строки капремонта.

Практичные американцы предпочли бетон в качестве основного материала, поскольку именно бетон, несмотря на свою дороговизну в использовании, обеспечивает долгий срок эксплуатации, неприхотливость и устойчивость к большим нагрузкам.

Автопром США выпускает преимущественно крупные, тяжёлые автомобили, и бетонные дороги прекрасно держат эту нагрузку, в том числе и от крупнотоннажных грузовиков.


Много внимания в ходе возведения дороги уделяют подготовительным работам. Под дорогу выкапывается яма метровой глубины, которую заполняют смесью гравия, песка, глины и известкового раствора. Известь не даёт созданной подушке со временем проседать от влаги.

Сверху на созданную «подушку» укладывают слой асфальта до семи сантиметров, а сверху уже кладут бетон, который благодаря такой подготовке получается абсолютно ровным.

За качеством используемого при строительстве дорог материала внимательно следят. Заливая очередной фрагмент дороги, формируют специальные тестовые цилиндры, которые потом исследуют. Если по результатам тестов выясняется, что бетон по каким-то причинам стал низкого качества, то на всём участке бетон меняют.

Американские дороги в корне отличаются от традиционных европейских тем, что основная экономия в этой области в Штатах приходится на их эксплуатацию, чего не скажешь о «классических» асфальтовых дорогах.

Строят «бетонки» долго, но и ремонта они требуют очень и очень нескоро. Собственно, само понятие ремонта в этом случае отличается от привычного: бетонную автотрассу попросту перекладывают заново.

Инновации в строительстве дорог

И в Европе, и в США технологии строительства дорог не стоят на месте. И Старый, и Новый Свет могут похвастаться интересными решениями и находками в области строительства и использования автомобильных дорог. Расскажем о некоторых из них.

Голландия: Дорога в будущее

светящаяся дорога в Голландии
На фото: светящаяся дорога в Голландии

В рамках государственного проекта, призванного повысить безопасность на дорогах в ночное время суток, строители-автодорожники компании Heijmans оформили в дорожном полотне полосы люминесцентной краски.

Днём они накапливают солнечный свет, а ночью светятся, отдавая накопленную энергию, делая дорогу легко различимой и просматриваемой. Аналогично оформляют велосипедные дорожки, которые придают дорожному полотну несколько футуристический вид.

В планах голландских инженеров – создание индукционных полос вдоль дорог, которые обеспечат бесконтактную подзарядку электромобилей.

Италия: проект Lybra

умный «лежачий полицейский»
На фото: умный «лежачий полицейский»

Идея итальянских инженеров – преобразовывать пропадающую втуне кинетическую энергию от автомобильных колёс в энергию электрическую. Выглядит такое инженерное решение как похожая на «лежачего полицейского» дорожная неровность, которая, помимо ограничения скорости и повышения уровня безопасности движения, аккумулирует энергию, преобразованную от нажатия колёсами авто.

Сегодня в Милане создано 10 устройств, объединённых общей цепью. Полученная магистраль производит до 100 тыс. кВт/ч в год, что достаточно для сорока семей.

Инновация Евросоюза – пластмассовые дороги

проект «пластиковой» дороги
На фото: проект «пластиковой» дороги

Ещё одна инновация в Европе – повышение прочности покрытия дорог за счёт добавления в асфальтобетонную массу пластикового связующего составляющего. С одной стороны, увеличивается прочность состав. С другой – утилизируется вторичный пластик, решая таким образом экологические проблемы Старого Света.

Предложено два пути использования вторичного пластика: добавление гранул непосредственно в битумную смесь или изготовление плит для монтирования проезжей части. Какой из предложенных вариантов окажется наиболее экономный и эффективный – покажет время.

США: солнечные батареи на дорогах

дорога с солнечной батареей в Америке
На фото: дорога с солнечной батареей в Америке

Задача подзарядки автомобилей на дорогах во время движения – не новая идея, в Штатах у неё также есть свои решения.

В Айдахо инженер Брюсоу предложил дорожное покрытие с панелями солнечных батарей, которые не только дадут свой вклад в энергетическую систему страны, но и будут подзаряжать аккумуляторы автомобилей во время движения.

Как и в Голландии, по замыслу американского инженера, солнечные батареи в ночное время должны также освещать дороги, а зимой – препятствовать образованию льда на дорожном полотне.

Заключение

Однозначно сказать, какие дороги лучше, американские или европейские, не так-то просто. Их отличия обусловлены менталитетом стран, климатическими и геодезическими особенностями.

Пожалуй, американцы более практичны в своём стремлении «день потерять, а потом за час долететь», то есть — потратить много времени и усилий на возведение бетонного хайвэя, который потом долго не нужно будет ремонтировать.

Но и Европа со своей прагматичностью не уступит заокеанским автодоровцам, предлагая автомобилистам качественные, надёжные и безопасные дороги. Остаётся пожелать отечественным автодорожникам максимально эффективно использовать опыт стран, признанных первыми в этой области.

Видео о качестве американских дорог:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button