Автоновости Украины

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Кто и как ремонтирует региональные дороги в УкраинеСтатья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.Статья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Содержание статьи:


Киевские чиновники публично признали состояние украинского дорожного полотна плачевным, но поделились новой, масштабной программой развития автомобильных дорог, которая началась уже с 2018 года. Кто, каким образом и за чей счет будет осуществлять ремонт, рассмотрим в следующем обзоре.

Не дороги, а направления

Не дороги, а направления

После ревизии 170 000 км дорожного хозяйства выяснилось, что дорог-то в стране фактически не существует. Лишь 2-3% из них можно назвать относительно соответствующими нормативному состоянию, остальные же трассы больше представляют руины, чем проезжую часть.

Вину за настоящее положение дел чиновники возлагают на неконтролируемое передвижение тяжелого грузового транспорта, некачественные строительные материалы, которые не способны выдерживать температурные перепады и прочие природные катаклизмы, а также несвоевременное выполнение текущего и капитального ремонтов.


Хотя на 2018 год на ремонт выделена феноменальная для страны сумма в 44 млрд. гривен (по сравнению с 5,3 млрд. гривен в прошлом, 2017 году), аналитики называют ее несущественной, так как большинство трасс не видело ремонтных работ более 30 лет.

Государственное агентство «Укравтодор» озвучило следующие цифры несоответствия законодательным нормам автодорожного хозяйства Украины:

  • нормам прочности — 39% дорог;
  • нормам ровности — 51% дорог;
  • техническим параметрам и нагрузке — 9,6 тысяч мостов;
  • капремонта требуют 1923 моста.


Оценили украинские дороги и международные эксперты, которые присвоили им 137 место из имеющихся в рейтинге 144 мировых стран. Из-за недофинансирования, коррупции в государственных органах и отсутствия контроля над данной сферой автомобилисты сейчас могут передвигаться по трассам со скоростью не более 25 км/ч.

Дорожный фонд

Дорожный фонд

Реформой начался 2018 год для Украины, где начала функционировать новая структура — государственный дорожный фонд. Если ранее дорожные сборы отправлялись в общий бюджет, откуда в процессе распределения практически не доходили до дорожного хозяйства, то благодаря фонду ожидается грамотное распределение финансов, увеличение расходов на ремонт и реконструкцию, и, может быть, даже на строительство новых дорог.

Последний пункт является особенно болезненным вопросом, так как для достаточно внушительной территории количество дорог просто смехотворно. В Германии, например, которая вполовину меньше Украины по площади, дорог больше в 4 раза. Даже соседняя Польша протяженностью своих трасс превышает в два раза.

Хотя «Укравтодор» рассматривает возможность постройки концессионных дорог, построенных на средства частных инвесторов, для разработки этого направления потребуются изменения законодательной базы, анализ дорожного трафика и проведения тендера на выполнение работ. Кроме того, окупит себя подобная трасса не ранее, чем через 25-3 лет при условии активного трафика в минимум 15 000 автомобилей. Учитывая данные нюансы, Украине не следует рассчитывать на платные автобаны в ближайшие годы.

Пополняться дорожный фонд будет из следующих источников:

  • акцизы с транспорта, местного и импортируемого топлива;
  • пошлина на импортируемый транспорт и нефтепродукты;
  • оплата, взимаемая с перегруженных автомобилей, следуемых по национальным дорогам;
  • плата за проезд по платным дорогам, построенным на средства частных инвесторов;
  • целевые кредиты;
  • добровольные пожертвования физических или юридических лиц, национальных или международных.


Министерство инфраструктуры ожидает только с топливных акцизов получать по 35-40 млрд. грн. ежегодно Правда, данный расчет был произведен в евро, по отношению к которому гривна уже потеряла в цене на 40%. Поэтому чиновники сделали оговорку: в этом году фонд получит от акцизов и ввозной пошлины лишь 50%, в 2019 году уже 75% и, наконец, к 2020 году он должен обрести максимальное финансирование.

Александр Кава из Государственного агентства автомобильных дорог уверен, что с созданием фонда ситуация с дорогами переменится коренным образом. Получаемые от автомобилистов средства за пользование дорогами теперь будут защищены от нецелевого использования, а новая нормативная база позволит направить их только на ремонт и содержание дорожного хозяйства.

Какие меры спасут дороги

Какие меры спасут дороги

Первоочередной причиной дорожных проблем страны является недофинансирование и десятилетия халатного отношения к их содержанию. Однако премьер-министр Гройсман сообщил об утверждении особой программы развития автомобильных дорог, запланированной на 2018-2022 годы. Первым ее этапом является создание дорожного фонда, который уже начал свою деятельность.

Вторым – пересмотр строительных стандартов и технологий, применение качественных материалов. В стране есть примеры надежных подрядчиков, как, к примеру, на трассе Батурин-Глухов, чья работа и после десятилетия эксплуатации в суровых погодных условий не вызывает нареканий.

Одновременно следует отказаться от так называемого «ямочного» ремонта, которым так грешат в Украине. В любой европейской стране при появлении на дороге или, тем более, на автобане выбоины снимается большой участок аварийного полотна и полностью заменяется на новый. Тогда как в Украине нередко можно увидеть, как рабочие под дождем или снегом засыпают яму щебенкой, чтобы уж назавтра она стала лишь еще больше.

Глава «Укравтодора» Славомир Новак заявил, что агентство к 2020 году полностью откажется от проведения такого рода ремонтов, перейдя на европейскую практику. Это потребует освоения новых технологий, приобретения соответствующей техники, а также переподготовки рабочих, поэтому на реализацию этого стратегического решения потребуется некоторое время. Ведь поставленная цель оправдывает свои средства, так как в долгосрочной перспективе приведет к экономии за счет продления срока эксплуатации дорожного полотна.

Третий этап – контроль над эксплуатацией дорог, в том числе регулирование проезда грузового транспорта, соблюдение весовых норм, введение больших штрафных санкций за перегруженный транспорт. Дороги обязательно предстоит оснастить контрольно-весовыми пунктами, с помощью которых можно будет определить перегруз и выписать водителю штраф, который также пополнить дорожный бюджет.

В данный момент в стране насчитывается около трех десятков таких пунктов, из которых лишь 8 функционируют в круглосуточном режиме. Как показывает практика, несмотря на наложенный еще в 2015 году запрет на движение транспорта массой свыше 40 тонн и контейнеровозов массой более 46 тонн, грузоперевозчики не следуют требованиям, а патрульная полиция не штрафует за вопиющие нарушения.

Ответственность областных администраций

Ответственность областных администраций

Обширная программа реформирования дорожной отрасли включает также пункт о децентрализованной ответственности за дорогами. Дороги территориального значения планируется передать на баланс областей вместе со средствами на их содержание. Речь идет о трассах, пролегающих между районными и областными административными центрами, а также городами областного значения. Сейчас в областях наблюдаются большие проблемы с использованием направляемых бюджетных средств.

Народный депутат Олег Кулинич заметил, что, несмотря на колоссальные, миллиардные суммы, выделяемые регионам, в том числе Полтавщине, ими латают прочие проблемные места, но не дороги.


И хотя в том числе деньги были направлены на приведение в относительный порядок трасс национального и международного значения, регионы отчаянно нуждаются в экстренной помощи. Поэтому министр инфраструктуры Владимир Омелян запланировал брифинг с обсуждением текущей ситуации и публичным оглашением тех областей, которые нерационально распоряжаются настолько дефицитными дорожными средствами.

Ожидается, что вследствие введения децентрализованной системы Укравтодор снимет с себя полномочия по отслеживанию освоения бюджета и процессу восстановления работ, оставив за собой только 50 000 км всех дорог страны. Распределение средств по регионам будет осуществляться, исходя из протяженности находящихся на балансе дорог.

Владимир Омелян сообщил, что в течение ближайшего десятилетия абсолютно все дороги страны будут приведены в нормативное состояние. На данный момент «Укравтодор» сумел отремонтировать порядка 2 000 км, что крайне мало в контексте предстоящего объема работ, но беспрецедентно много именно для Украины.

Видео о региональных дорогах в Украине:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button