Автоновости России

В России грядет глобальная реформа ТО

В России грядет глобальная реформа ТОСтатья о грядущей реформе техосмотра в России — особенности проведения ТО, детали нововведений, советы. В конце статьи — видео о предстоящих нововведениях в области техосмотра.Статья о грядущей реформе техосмотра в России — особенности проведения ТО, детали нововведений, советы. В конце статьи — видео о предстоящих нововведениях в области техосмотра.

В России грядет глобальная реформа ТО

Содержание статьи:


Российское правительство очень серьезно решило взяться за автомобильное законодательство и повысить безопасность на дорогах. Автомобилистам следует готовиться к тому, что поблажек станет еще меньше, а обязанностей и ответственности — намного больше. В том числе серьёзно изменится процедура прохождения технического обслуживания, причем как для автовладельцев, так и для операторов станций СТО.

Начало системы ТО

начало развития системы техосмотра

Пока еще действующая система работает с января 2012 года, когда документ о техосмотре стал требоваться только для оформления полиса ОСАГО. Помимо водителей общественного транспорта, такси и техники, перевозящей опасные грузы, все остальные автовладельцы были освобождены от административной ответственности за использование не имеющего ТО автомобиля.

Тогда же был введен документ под названием диагностическая карта, где ставилась отметка о проверке ключевых деталей и узлов автомобиля и вывод о его техническом состоянии, допуске или недопуске к выезду на дорогу. Именно с этой картой водитель ежегодно отправлялся в страховую компанию за полисом ОСАГО.

Результаты предыдущей реформы

Результаты предыдущей реформы техосмотра

Когда техосмотр производила ГИБДД, процедура занимала длительное время, инспекторы манкировали своими обязанностями, а в очереди на ТО можно было провести десяток часов.

В руках частных СТО процесс существенно ускорился и стал занимать не более получаса, в течение которых оператор проверял 65 обязательных мест в автомобиле: тормозную систему, световые приборы, стеклоочиститель и стеклоомыватель, количество загрязняющих веществ в выхлопных газах и прочее.

Для автовладельцев наступили счастливые дни, а вот сотрудники ГИБДД заметили неприятную статистику – ежегодно стало расти число ДТП по вине неисправных автомобилей. Только в 2017 году всего за полгода такие машины спровоцировали более 3 тысяч аварий, в которых погибло 445 человек и еще 4,5 тысячи получили травмы.

После ряда проверок выяснилось, что диагностическую карту с идеальными показаниями автомобиля может получить абсолютно каждый автомобилист за определённую сумму. Так называемые «эксперты» даже не просили представить им транспортное средство, направляя владельцу заполненную карту в электронной форме, ведь наличие «живой» печати и подписи законодательством также было отменено.

Проверяющие органы подсчитали, что порядка 80% диагностических карт являются фальшивыми и выданы без реального осмотра. Те же СТО, которые действительно осуществляют проверку, тратят на процедуру не более 10 минут при потоке в 7 десятков машин в день.

Нововведения

Нововведения в техосмотре

В январе прошло очередное совещание департамента индустрии и инфраструктуры с Минэкономики, а также отдельные переговоры специальной рабочей группы с целью проработки масштабных и радикальных изменений в законодательство о техническом осмотре автотранспорта. Власти предлагают максимально серьезно подойти к проблеме – автовладельцев штрафовать за поддельное ТО, а операторов техцентров — лишать свободы за непроведение осмотра.

Информация о нововведениях просочилась в прессу еще летом 2017 года, полномочия по реализации которых было задумано возложить на сразу на несколько государственных структур. Предварительно были озвучены штрафные санкции для водителей, чье транспортное средство не прошло осмотр или с технической стороны не соответствует информации в диагностической карте. Они составят всего 800 рублей.

Причем инспекторам ГИБДД даже не придется останавливать машину для проверки документов — штраф можно будет наложить дистанционно благодаря системе видеокамер. Автомобиль проедет под камерой, та отправит данные в автоматизированную систему (ЕАИСТО), где будет проверено наличие диагностической карты. При ее отсутствии или истечении срока действия автоматически владельцу будет направлен штраф.

Что дополнительно предлагают ужесточить власти

ответственность СТО при проведении техосмотра

Усилить ответственность операторов СТО

Если сейчас наказанию подлежат только сами юридические лица, то после реформы каждый конкретный оператор, выдавший карту без фактического осмотра машины, будет оштрафован, согласно КоАП, в размере 10 тысяч рублей. Само юридическое лицо будет оштрафовано крупнее — на 300 тысяч рублей.

Также предлагается искоренить практику подписи карты аккредитованным экспертом, тогда как в действительности процедуру осмотра провел некий безвестный механик без должного образования и опыта. Подобное действие будет подпадать под изменения в статью 264.2 Уголовного Кодекса о внесении недостоверных сведений в документы, за что последует наказание в виде:

  • штрафа в пределах 80 тысяч рублей или полугодовой заработной платы виновного сотрудника;
  • лишения права на занятие определенным видом деятельности или назначения на конкретные должности сроком до 5 лет;
  • принудительных работ сроком до 4 лет;
  • в случае летального исхода и иных тяжелых последствий вследствие проступка должного лица СТО он может быть лишен свободы на срок до 4 лет.


Сформированная диагностическая карта будет иметь электронный вид и подписываться усиленной электронной подписью эксперта.

Видеозапись техосмотра

Видеозапись техосмотра

В случае принятия закона чиновники заставят каждый пункт техобслуживания оснащать соответствующей видеоаппаратурой для осуществления съемки проведения осмотра. В таком случае при получении жалобы на СТО или при выявлении инспектором ГИБДД фальшивой диагностической карты Ространснадзор запросит фото и видеофайлы для анализа проведенной процедуры.

Дополнительно предлагается установить для каждого конкретного пункта СТО предельную пропускную способность транспортных средств и время осмотра одного автомобиля. Таким образом, станции, не имеющие достаточных мощностей и количество специалистов, не смогут «обслуживать» по несколько сотен машин ежедневно.

Контроль РСА

Контроль РСА за техосмотром

Львиную долю обязанностей по контролю над работой операторов техцентров предполагается передать Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Как раз именно РСА займется проверкой СТО и уровня знании его сотрудников, анализом технической оснащенности и расчетом пропускных возможностей диагностических линий. Не исключено, что в ведение страховщиков перейдет и база данных ЕАИСТО, и ведение реестра операторов.

Хотя в данный момент руководство РСА выступает против расширения своих полномочий и увеличения объема ответственности, реформа техосмотра в первую очередь окажется на пользу именно страховщикам, вынужденным оплачивать аварийные ситуации своих клиентов.


При новых правилах в результате ДТП, произошедшего по вине неисправного автомобиля, страховая компания будет вправе направить автовладельцу регрессивный иск. Закон об ОСАГО будет соответствующим образом откорректирован, чтобы страховщики пользовались своим правом на законных основаниях.

Окажется ли новая реформа, насчитывающая сотню страниц поправок, эффективнее предыдущей? Уже сейчас чиновники весьма скептически отнеслись к идее уголовной ответственности операторов технических станций за недобросовестный осмотр. Не меньше споров вызывает и предложение о видеофиксации, так как следует определить, кто будет оплачивать работу по установке камер в каждом СТО.

Союз страховщиков в свою очередь требует либо увеличить стоимость полиса ОСАГО, не менявшуюся с 2012 года, либо поднять плату за прохождение техосмотра. Раз РСА в несколько раз увеличат нагрузку за счет ведения сразу двух автоматизированных систем и контроля над СТО, они хотят пропорционального повышения оплаты своего труда. При прошлой реформе страховщикам уже пообещали прибыли от зависимости прохождения ТО и получения полиса ОСАГО. Фактически же им пришлось компенсировать «убытки» по страховании как раз за счет продажи диагностических карт.

Чтобы страховщики ответственно и чутко следили за расширившимся хозяйством и выполняли свои новые функции, за их действиями будет следить даже не МВД, у которого заберут все базы данных, а особое подразделение Центробанка. За операторами техцентров, помимо РСА, будет дополнительно следить Ространснадзор, которому эти действия потребуется порядка 200 миллионов рублей и расширение штата сотрудников, а так как число обязательных для проверки параметров из 65 единиц планируют расширить едва ли не до сотни, работы предстоит очень много.

Видео о предстоящей глобальной реформе техосмотра:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button