Нужно ли запретить регистрировать грузовики на себя

03 ноября 2016 / 02:36119
Статья-рассуждение о том, нужен ли запрет регистрации грузовиков на частное лицо. Ситуация и перспективы. В конце статьи — интересное видео зимнего дрифта грузового автомобиля!

Нужно ли запретить регистрировать грузовики на себя

Содержание статьи:

Ухудшение общеэкономической ситуации в стране порождает необходимость увеличения налоговой базы, а также повышении доходной части бюджета за счёт введения новых акцизов, штрафов и сборов. Зачастую деятельность, проводимая в этом направлении, может иметь гораздо больше негативных последствий и усилить социальную напряжённость.

Одним из таких предложений является инициатива по запрету регистрации грузовых транспортных средств полной массой свыше 5 тонн частными лицами. Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, обусловливающих подобные поправки в законодательство.

Текущая ситуация



Нужно ли запретить регистрировать грузовики на себя

Автотранспортный бизнес – достаточно доходная сфера деятельности, особенно если он ориентирован на развивающиеся направления экономики, будь-то сельское хозяйство или строительство. Однако постоянный рост цен на топливо, увеличение штрафов и введение платного проезда существенно ударили по этому направлению.

В существующем законодательстве имеется рад послаблений в части штрафов. Например, за перегруз для юридических и физических лиц: для первых его сумма составляет 200-300 тысяч рублей, а для вторых – 3-5 тысяч, аналогичным образом дела обстоят и с налоговой базой. Всё это в совокупности с ухудшением состояния бизнеса в России привело к массовому уходу транспортников в теневую сферу.

Автомобили переоформляются на частных лиц и предпринимательская деятельность фактически нигде не афишируется. Это наносит серьёзный ущерб доходной части бюджета, ввиду чего законотворцы вместо разработки эффективных механизмов контроля приняли самое простое решение – запретить частникам владеть грузовой техникой, если она не предназначена для официального использования в бизнесе.

Об активном рассмотрении столь спорной инициативы заявил глава комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичев. В качестве аргументов «за» приводятся статистические данные о том, что почти 70% аварий с участием грузового автотранспорта приходится на автомобили, зарегистрированные на частных лиц.

Кроме того, как утверждают чиновники, индивидуальный владелец не в состоянии обеспечить своевременный и качественный ремонт и обслуживание дорогостоящей техники, в результате чего возникают неисправности, приводящие к возникновению ДТП.

Последнее утверждение довольно спорное, оно апеллирует к таким популярным темам как безопасность на автомобильных дорогах и сохранение жизней простых людей, однако не имеет за собой никакой официальной статистики, да и с логической точки зрения не выдерживает никакой критики.

Частное лицо, владеющее грузовым автотранспортом, в отличие от крупного предприятия, прекрасно осознаёт, что его доходы напрямую увязаны с технической исправностью всего одной машины. Кроме того, являясь владельцем, в его собственных интересах тщательно следить за своей собственностью и принимать решение о ремонте и обслуживании не только основываясь на экономических показателях, но и практическом опыте.

К положительным моментам частной собственности можно отнести и гибкость организации ремонтных работ в части выбора исполнителя, поскольку никакого заключения долгосрочных контрактов на обслуживание здесь нет, и если качество работ не устраивает заказчика – вопрос решается оперативно.

Что же касается статистики по ДТП, то прежде чем принимать её за истину, следует сопоставлять данные по количеству зарегистрированного на частных и юридических лиц грузового автотранспорта.

Юридические тонкости и последствия в долгосрочной перспективе



Нужно ли запретить регистрировать грузовики на себя

Формально желание сделать легальным стремительно уходящий в теневой сектор экономики автотранспортный бизнес вполне логично и обоснованно, но механизм, используемый для этого, может иметь обратные результаты.

В качестве одной из основных причин, повлиявших на инициативу, называют перегруз автотранспорта частными владельцами, хотя этим злоупотребляют и официальные организации. Дело в том, что сохранить рентабельность и обеспечить конкурентоспособность перевозок в условиях удорожания топлива и введения оплаты за проезд можно за счёт повышения массы груза, что в конечном итоге и позволяет сократить транспортные издержки, как составляющий элемент в стоимости любого товара.

При этом перегруз тяжёлого грузовика менее опасен, поскольку в него заложен больший запас прочности, поскольку сама платформа, лежащая в его основе, зачастую используется для производства моделей различной грузоподъёмности.


Теперь вернёмся к самому законопроекту, запрещающему регистрацию транспорта полной массой свыше 5 тонн частными лицами. Фактически это запрет на использование не только тяжёлых, но и среднетоннажных автомобилей, столь популярных в сельской местности.

Поскольку использование этих машин осуществляется сезонно, по мере возникновения необходимости, а также малым бизнесом, для которого легализация разовых перевозок нецелесообразна и убыточна, возрастёт повсеместное использование малотоннажных транспортных средств с прицепами и большим перегрузом, что существенно ухудшит безопасность на дорогах.

Стоит отметить, что введение законопроекта пока откладывается — дело в том, что регистрация грузового автотранспорта частными лицами с целью его коммерческого использования предусматривает приобретение специального патента, механизм выдачи которого пока не проработан.

Рассматривается и альтернативный вариант – ужесточение ответственности за совершённые правонарушения для частных лиц и доведение величины штрафов до уровня, установленного для организаций.

По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, как первый, так и второй механизм реализации концепции легализации коммерческих перевозок приведёт к устранению конкурентного неравенства в себестоимости услуг, но не изменению ситуации на дорогах.

Это подтверждают и слова председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, который, основываясь на имеющихся статистических данных, делает вывод о том, что перегруз и нарушение режима труда и отдыха свойственны всем транспортникам, вне зависимости от формы собственности, что обусловлено экономической необходимостью, а не ослабленным контролем данной сферы.

Более того, если принять во внимание тот факт, что, например, более 70% седельных тягачей зарегистрировано на частных лиц, вполне логично, что и число аварий с их участием будет выше.

Многие эксперты принимают во внимание и общеэкономическую ситуацию, в которой осуществляется ужесточение ответственности и введение дополнительных административных барьеров. Дело в том, что если проанализировать опыт быстро развивающихся азиатских стран, то бурному росту их экономик как раз и способствовало упрощение законодательства и снижение налогов, зачастую в ущерб экологии или безопасности. Конечно, это неоднозначные механизмы, но вот ужесточение правовых норм в условиях кризиса, по мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, может существенно снизить предпринимательскую активность.

Реализация законопроекта и устранение юридических противоречий



Нужно ли запретить регистрировать грузовики на себя

Если абстрагироваться от экономической составляющей предложенного законопроекта, то, фактически, Госдуме предстоит ратифицировать на законодательном уровне запрет на владение определённым видом движимого имущества рядовым гражданам. Ведь среднетоннажный транспорт далеко не всегда используется в коммерческих целях, в сельской местности это важный атрибут крупного личного подворья.

Что же касается доведения суммы штрафов до уровня, установленного для организаций, то этот ход фактически поставит крест на малом предпринимательстве, поскольку штраф в несколько сотен тысяч рублей автоматически будет приводить к банкротству организации или официально зарегистрированного предпринимателя.

Таким образом, для реализации вышеописанного законопроекта выбран неподходящий по экономическим аспектам момент. Более того, сам правовой акт нуждается в доработке и фактически является попыткой закрыть брешь в законодательстве, которая образовалась по причине неисполнения сопутствующих законов.

Видео зимнего дрифта грузовика:

Теги
0

Похожие статьи:

Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вы случайно не робот? *