Автоновости России

АвтоВАЗ вынужден «оптимизироваться»

АвтоВАЗ вынужден «оптимизироваться»Статья о том, как организовано производство на АвтоВАЗе и почему оно малоэффективно. Какие принимаются меры. В конце статьи — видео о концептах АвтоВАЗа на Московском автошоу 2016.Статья о том, как организовано производство на АвтоВАЗе и почему оно малоэффективно. Какие принимаются меры. В конце статьи — видео о концептах АвтоВАЗа на Московском автошоу 2016.

АвтоВАЗ вынужден «оптимизироваться»

Содержание статьи:


Сложная экономическая ситуация находит прямое отражение и в сфере производства автомобилей. Флагман отечественного автопрома АвтоВАЗ наиболее остро сталкивается со снижением покупательской способности и затовариванием. Это обусловлено ориентацией продукции на бюджетный сегмент, в котором конкуренция высока как никогда, а спрос регулярно падает. Ввиду этого завод вынужден искать способы снижения издержек и пути дополнительной оптимизации.

Организация производства на АвтоВАЗе

За прошедший год АвтоВАЗ показал чистый убыток в 74 миллиарда рублей, причём такая ситуация повторяется из года в год. Предприятие, выпускающее в среднем около полумиллиона автомобилей, может демонстрировать такие плачевные результаты только в случае чудовищной неэффективности производства.

Попробуем разобраться в причинах такого плачевного состояния дел.

На первый взгляд, объёмам производства АвтоВАЗа могут позавидовать многие ведущие производители с мировым именем, однако если учесть то, что предприятие загружено менее чем на половину, становится понятно, что себестоимость продукции будет крайне высока.

Действительно, проектная мощность головного предприятия колеблется в интервале от 800 до 900 тысяч автомобилей в год, но и это ещё не всё. Определённые мощности были зарезервированы под производство машинокомплектов для предприятий по сборке автомобиля «Ока» (а таких площадок было три).

Кроме того, после вхождения в альянс Renault-Nissan в состав предприятия был включён Ижевский автозавод, производственная мощность которого составляла 250 тысяч автомобилей в год и могла быть оперативно увеличена без значительных вложений до 300 тысяч. Таким образом, суммарная производительность конвейеров, которые необходимо загрузить АвтоВАЗу, превышает 1 млн. 200 тыс. автомобилей в год. Любой специалист прекрасно понимает, что простой таких мощностей выливается в крупную сумму, которая перекладывается на себестоимость товарной продукции, а удельная производительность персонала будет крайне низкой.

Основным препятствием, с которым сталкивается руководство компании, является отсутствие необходимого количества моделей и платформ, которые позволили бы задействовать все имеющиеся активы. И если копнуть глубже, мы увидим крайне нерационально организованную логистическую цепочку.


В настоящий момент на ВАЗе активно используется платформа Гранта/Калина, на основе которой выпускается ещё и семейство Datsun, то есть расширять модельный ряд на её основе попросту некуда, другое дело – предлагаемые модификации, но об этом поговорим позже.

При этом вместо того, чтобы максимально загрузить имеющуюся линию, адаптированную именно бод эти семейства, руководством завода было принято решение о переводе автомобиля Гранта в кузове лифтбек в Ижевск. Платформа Приоры уже практически снята с производства, поскольку включает только модификацию седан.

Что касается внедорожников, то часть производственных мощностей ориентирована на обеспечение конвейера GM-АвтоВАЗ, а другая – на выпуск старого поколения Lada 4х4 (которая сейчас производится на одной ветке конвейера с Приорой).

Флагман предприятия Vesta являет собой пример самой неэффективной организации производственного процесса, поскольку основная часть деталей выпускается на головном предприятии, остальная часть – закупается за рубежом, а сформированный машинокмплект транспортируется для сборки в Ижевск. Таким образом, мы фактически видим частично загруженное производство с крайне нерациональной логистикой и огромными накладными расходами, что является широчайшим полем для деятельности, направленной на оптимизацию.

Что касается сотрудничества с альянсом Renault-Nissan, то передача на АвтоВАЗ платформы B0 была сделана с прицелом на выпуск многочисленных модификаций на её основе, что и было реализовано.

В рамках этого сотрудничества на базе B0 выпускаются модели:

  • Renault Logan второго поколения;
  • Lada Largus;
  • Nissan Almera;
  • Lada Xray.


Фактически на одной агрегатной базе выпускаются разноплановые автомобили, ориентированные на различные целевые аудитории, что позволяет существенно снизить себестоимость и увеличить загрузку конвейера.

Основным слабым местом этого направления является крайне низкий уровень локализации, что делает автомобили достаточно дорогими для внутрироссийского рынка и снижает спрос на них.


Этот недостаток стал характерен и для традиционно отечественных моделей, поскольку номенклатура импортных компонентов в них постоянно растёт.

Активное использование зарубежных компонентов и расширение их номенклатуры в ущерб отечественным производителям в условиях низкого курса доллара позволяло существенно повысить качество продукции при незначительном росте стоимости. В текущих же условиях импортные детали стали дороже фактически вдвое, что моментально отразилось и на себестоимости конечной продукции, которая по отпускной цене вплотную приблизилась к бюджетным иномаркам. Всё это привело к очередной смене руководства и активным попыткам найти выход из сложившейся ситуации.

Принимаемые меры и анализ их эффективности

АвтоВАЗ вынужден «оптимизироваться»

Новый руководитель АвтоВАЗа Николя Мор видит основным направлением оптимизации снижение издержек и сокращение номенклатуры продукции. По его мнению, в ближайшие годы заводу целесообразно сохранить производство всего двух, максимум трёх платформ, что ещё больше уменьшит модельный ряд предприятия. Им поставлена весьма амбициозная задача – уже к 2017 году уменьшить стоимость приобретаемых автокомпонентов на 20%.

Фактически этот ход предполагает возврат к отечественным производителям, многие из которых после потери контактов с АвтоВАЗом уже прекратили своё существование, например ОАО «АвтоВАЗагрегат». То есть, теперь закупки будут вынужденно переориентированы не на проверенных годами производителей, а, возможно, на новых или тех, которые ранее не могли пробиться на конвейер, что в конечном итоге может привести к обвалу и без того невысокого качества.

С аналогичной ситуацией АвтоВАЗ уже сталкивался в 2003 году, и тогда принятие решения о закупках исключительно на основании более низкой стоимости привело к резкому падению качества и снижению продаж.

Такой подход оправдан только в отношении самых дешёвых моделей, например – Гранты. Это прекрасно понимает и руководство завода, поскольку работа в этом направлении признана приоритетной и направлена на получение определённой доли рынка подержанных автомобилей.

Что касается текущих сокращений персонала, то эффект от этих мер будет малозаметным и проявится лишь в краткосрочной перспективе. Проблема заключается в том, что в данный момент сокращению подвержены квалифицированные инженерно-технические кадры, задействованные в проведении конструкторских работ.

Ввиду отсутствия планов по внедрению принципиально новых моделей в ближайшей перспективе их сокращение не отразится на работоспособности предприятия. Однако в последующем, когда необходимость в новых разработках станет ещё более острой, АвтоВАЗ уже не будет обладать достаточными для их проведения компетенциями.

Надежды на реализацию совместных проектов с Renault-Nissan тоже не оправданы, поскольку концерн и так обладает огромным количеством производственных площадок, в том числе и в России, которые необходимо загрузить собственными моделями. Именно стремлением хоть частично задействовать все конвейерные линии и обусловлена столь неэффективная логистика АвтоВАЗа.

Что касается увольнения рабочих, непосредственно занятых на производстве, то эта мера также имеет негативные последствия в отдалённой перспективе. Рано или поздно, завод столкнётся с необходимостью восстановления объёмов производства, а это повлечёт за собой потребность в квалифицированных сотрудниках, а набор новых работников будет сопряжён со значительными затратами на их обучение и подготовку непосредственно на предприятии.

Этот факт до недавнего времени находил понимание у руководства, поскольку ещё в феврале текущего года было принято решение о переходе на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы сохранить численность персонала. По тогдашним прогнозам главы Министерства труда Максима Топилина это позволило избежать сокращений в течение полугода.

Таким образом, мы можем наблюдать типичные признаки управленческого кризиса: частая смена руководства, постоянная корректировка производственных планов, стремление достичь хороших показателей в минимальные сроки без оглядки на краткосрочный эффект от таких мер.

Естественно, что разом разрешить все проблемы мог бы резко поднявшийся спрос, но, к сожалению, в кризисных условиях это невозможно.


Более того, на будущий год суммарные объёмы продаж новых автомобилей в России не превысят 1 млн. 300 тыс. экземпляров, что фактически равно проектной мощности АвтоВАЗа и его смежных подразделений.

С начала 90-х годов прошлого века завод систематически терял долю рынка, что было связано не только с низкими качеством и конкурентоспособностью продукции, но и с узкой целевой аудиторией ряда моделей. К большому сожалению, текущая деятельность, направленная на оптимизацию, только усугубляет ситуацию. В частности, количество модификаций неуклонно сокращается, это в краткосрочной перспективе позволяет снизить издержки, но уже в среднесрочной – приводит к падению продаж.

В качестве примера такого сокращения номенклатуры моделей можно привести отказ от выпуска Калины в кузове седан, Приоры в кузовах трёх- и пятидверный хетчбек и универсал, отказ от хетчбека и заморозка планов по выпуску Vesta-универсал. Всё это пытаются объяснить с точки зрения ликвидации внутренней конкуренции, что фактически заставляет покупателей искать интересующую их модель у иностранных производителей, поскольку их стоимость уже сопоставима с топовыми моделями АвтоВАЗа.

Если принять во внимание тот факт, что иностранные менеджеры, стоящие во главе компании, проводят системную работу в интересах Renault-Nissan, отдавая крупные контракты на поставку компонентов зарубежным компаниям, стремясь их поддержать в кризис, то методы оптимизации, принимаемые сейчас, кажутся ещё более неэффективными.

Необходимо понимать, что закупки зарубежных компонентов осуществлялись даже в условиях девальвации рубля в ущерб российским поставщикам, которые на тот момент могли предложить конкурентоспособную продукцию. Исходя из этого, рядом экспертов были сформулированы основные принципы, направленные на повышение реальной эффективности производства:

  • сокращение логистических издержек за счёт рационального размещения моделей на производственных площадках;
  • расширение номенклатуры выпускаемых модификаций и, как следствие, расширение целевой аудитории (к тому же выпуск модификаций не требует существенных инвестиций);
  • повышение уровня локализации всех моделей;
  • консолидация усилий на выпуске новых платформ и загрузке простаивающих мощностей.


Как видно из вышеперечисленного списка, разработка новых моделей является вопросом долгосрочной перспективы, ресурсы для реализации которой будут аккумулированы за счёт внедрения первых трёх пунктов.

Таким образом, реализуемая ныне программа по оптимизации и повышению эффективности производства на АвтоВАЗе имеет целью скорейшее достижение краткосрочных результатов, в частности выход к 2018 году на безубыточный уровень. Однако последствия этих мер в отдалённой перспективе приведут к падению культуры производства и потере технологических компетенций.

Видео концептов АвтоВАЗа на Московском автошоу 2016:

ВАЗ

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button